Чудесный дар

Н Васильев| опубликовано в номере №863, май 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

— А что? Кому не захочется поднять с земли миллионы... если не сотни миллионов? Ну, что скажете, хлопцы?

— Ладно, сделаем...— сказал Воронцов.— Только прессы переделывать тоже надо.

Они вышли на улицу. Вечерело. В окнах цехов отражалось пылающее закатом небо. У обочины проезда чуть слышно шумели деревья, ветерок обрывал с них пожелтевшую листву.

— Осень, а? — поежился Воронцов.— Рановато бы...

— Всему свой черед, — рассудительно проговорил Гавриленко, доставая пропуск: они дошли до проходной.

«Всему свой черед»,— любил повторять Николай, и когда на заводе был создан институт рабочих-исследователей, он с удовлетворением отметил: так оно и должно быть, вначале появились общественные конструкторские бюро, а теперь вот — институт...

Институт родился детом шестидесятого. В ту пору в центральной лаборатории Омского шинного завода сложилось трудное положение. Десятки новшеств, важных, но в большинстве случаев лишь вчерне намеченных, нуждались в доработке Непосредственно в цехах. А дело подвигалось туго.

Новинки испытывали и «доводили» рабочие. Они точно, безукоризненно выполняли указания инженеров, но... только выполняли. Рабочий не знал ни сути замысла, ни цели эксперимента. Просили повысить температуру — он повышал (жалко, что ли!), давали указание изменить режим — изменял и режим... А ведь объясни ему смысл опыта — он помог бы скорее найти дорогу к успешному решению задачи.

Тогда-то омские шинники и решили создать общественный институт рабочих-исследователей. Создали для того, чтобы рабочие могли активно помогать ученым и инженерам в их поисках. Это был первый в стране институт такого тина...

Звание рабочего-исследователя ко многому обязывает. Поэтому, когда молодые вальцовщики Гавриленко и Воронцов думали о том, как стать сотрудниками института, перед ними постоянно возникал один и тот же вопрос: какую заявку принесут они в совет института, что могут сделать на своем участке? Они выпускали шифер — не тот сероватый, хрупкий шифер, который называют асбесто-цементным, а резиновый,— гибкий, стойкий, не боящийся ударов, кровельный шифер из отходов шинного корда. И казалось вальцовщикам, что на участке промтехники, где они работают, нет простора для поиска... Так, может, попробовать что-нибудь другое?

С этим они и зашли однажды в совет института. Привыкшие беречь и свое и чужое время,, вальцовщики без липших слов заявили, что готовы выполнять любые задания. «Только на нашем участке,— отметили они с сожалением,— исследовать-то вроде нечего...» Цейтлин улыбнулся. Его возражения были предельно ясны. Сущность их сводилась к столь же простой, сколь и общеизвестной мысли, что приложение творческих сил возможно на любом участке, где бы ни трудился человек, в том числе, естественно, и на участке промтехники. Он сказал, что нужна заявка на поиск.

— Подумайте о шифере. Его пока мало. Ведь если завод будет отгружать его даже по двести машин в день, то все равно будет мало.

Это вальцовщики знали. Каждый день еще тепленькие после вулканизации листы грузили прямо у цеховых ворот на машины. Село торопило — давай и давай! — потому что в области широко развернулось строительство животноводческих ферм.

— Подумайте и — милости просим! Прошло несколько дней, но «светлые идеи»

не приходили... Что тут придумаешь? Скорость вальцов не увеличишь, да и ничего это не даст: человек просто не справится с потоком размятой валками резины. А что еще? Это «что еще?» и мучило обоих. Мучило до тех пор, пока Гавриленко не обратил внимания на большие соседние вальцы, на которых давно никто не работал.

— На них черта можно перемолоть,— сказал он.— Вон какое рифление... Я как-то раз попробовал капроновый корд вальцевать — рубят в вашу.

— Надо попробовать.

Воронцов побежал разыскивать бригадира, чтобы включить вальцы, а когда вернулся, Гавриленко уже хозяйничал на площадке, готовясь к работе.

В вальцы полетели охапки корда. Николай выхватывал снизу изжеванную резину и снова пропускал ее через валки, пока тягучая, бесформенная черная масса не превратилась в ровную ленту.

— Порядок,— сказал Воронцов.— То, что надо. Теперь давай на наши вальцы...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены