Чем дорог нам Гоголь

А Еголин| опубликовано в номере №595, март 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Среди великих русских писателей первой половины XIX века почётное место занимает Николай Васильевич Гоголь. Друг, соратник и продолжатель родоначальника новой русской литературы А. С. Пушкина, Гоголь своим творчеством сказал новое и притом беспощадно критическое слово о российской действительности. Его произведения нанесли сильнейший удар крепостничеству. Они содействовали пробуждению и развитию революционных идей в России.

Гоголь стремился быть «гражданином земли своей» и хотел служить ей. В годы расцвета своего дарования Гоголь так определял свою исходную позицию писателя: «...бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Гоголь сознавал историческую роль своего творчества. Его волновали судьбы родины. В горьком смехе Гоголя слышалась пламенная любовь к своему отечеству, к своему народу. Обращаясь к родине, Гоголь тревожно спрашивал: «Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ми есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..»

Реакционеры считали Гоголя, автора «Ревизора» и «Мёртвых душ», бунтовщиком/ а представители молодой России, прогрессивные деятели смотрели на его произведения, как на произведения демократического лагеря. Уже «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», где раскрывались пустота и бессмысленность паразитической жизни дворян, вызвала бурю негодования. «Северная пчела» Булгарина резко осуждала «Повесть...» Реакционер Вигель писал Загоскину: «Я знаю автора («Ревизора» - А. Е.) - это юная Россия во всей ее наглости и цинизме». Ненавидя Пушкина, эти реакционные писаки, по словам Белинского, «прикидывались, что их оскорбляла одна мысль видеть имя Гоголя подле имени Пушкина».

Все представители тунеядствующего дворянского сословия, или, по определению Гоголя, «небокоптители», ненавидели гениального писателя.

Наряду с Пушкиным Гоголь положил основу самому плодотворному направлению в русской литературе XIX века - направлению критического реализма. Причём гоголевское начало в сильнейшей степени содействовало пробуждению протеста против несправедливости, против порабощения, угнетения; оно самым непосредственным образом воспитывало критическое отношение к буржуазно-дворянскому обществу.

Объективно творчество Гоголя выносило уничтожающий приговор крепостничеству. Гоголевский реализм давал незаменимый материал для революционной пропаганды. Его произведения содержали необыкновенно острую критику самодержавия, дворянско-крепостнической России.

В творчестве Гоголя можно различить две ясно обозначенные темы: героическую и сатирическую.

Героическая тема ярче всего представлена в знаменитой исторической повести «Тарас Бульба». Ненависть к врагам отечества, к изменникам родины, беззаветная преданность народу - вот характерные черты таких героев повести, как Тарас Бульба и его сын Остап. Они жертвуют всем: домашними привязанностями, личным благополучием, наконец, самой жизнью.

В «Тарасе Бульбе» Гоголь возвеличил силу духа, прославил военные подвиги, великие дела своих соотечественников. Особенности гоголевского гуманизма определяются полнее всего следующими замечательными словами: «Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».

Любовь к родине и лежит в основе этой высшей формы родства между людьми, «родства по душе, а не по крови»; она, эта любовь, возвышает, облагораживает людей, укрепляет их дух, помогает перенести, выдержать любые испытания, воодушевляет на борьбу.

В «Тарасе Бульбе» Гоголь с восхищением рисовал борьбу украинского народа за свою независимость и отважным борцам за родину противопоставлял «мёртвые души» современных помещиков. Он беспощадно бичевал в «Ревизоре» и «Мёртвых душах» пустоту и пошлость окружавшей его жизни дворянского и чиновничьего общества 30-х годов.

В образах гениальной комедии «Ревизор» писатель хотел, по его признанию, «собрать в кучу все дурное в России». И на самом деле здесь оказались изображёнными типические черты николаевской действительности: пошлость, дикость, взяточничество, казнокрадство, умственная скудость, разложение чиновников, помещиков, дворянства. Ещё полнее, чем в «Ревизоре», антикрепостнические взгляды Гоголя нашли выражение в поэме «Мёртвые души», центральном произведении его творчества. «Мёртвые души» потрясли всю Россию», - говорит Герцен. Самое заглавие испугало цензоров. И действительно, что могло быть революционное в эпоху Гоголя, чем изображение господствующего класса России как «мёртвых душ»? В пору злейшей реакции Гоголь рисовал упадок и вырождение дворянства. Сам Гоголь относил определение «мёртвые души» к помещичьему классу. «Будьте не мертвые, а живые души», - писал он, обращаясь к помещикам и дворянам в «Духовном завещании».

Правдиво, реалистически подходя к освещению жизни в эпоху 30 - 40-х годов, Гоголь в поэме рисовал крестьян забитыми и подавленными, возлагая ответственность за это на господ, помещиков. Писатель изображает бестолковых дядю Миняя и дядю Митяя. Он показывает дворовую девчонку Пелагею, не знающую, где правая и где левая сторона. Вместе с тем Гоголь находил, что силы народа задавлены, но не уничтожены. Беспощадно осмеивая помещичье-чиновную Россию, Гоголь верит в лучшее будущее своей родины. Он чувствует скрытые силы народа. С большой симпатией Гоголь говорит в своих лирических отступлениях о крепостных Михееве, Степане Пробке, Милушкине, а также о других талантливых и способных крестьянах.

В лирических отступлениях поэмы автор взволнованно говорит о своих раздумьях, создавая обобщённый образ Родины, предугадывая будущее России и русского народа. Конечно, в лирических отступлениях нет сколько-нибудь оформленного политического содержания или программы взглядов, но в них непосредственно выразилась вера Гоголя в свою страну и тоска по лучшей доле своего народа. Надо было пламенно любить свой народ, свято верить в его славное грядущее, чтобы в пору чёрной реакции создать вот этот изумительный образ России, обгоняющей другие народы: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?»

Писатель создал настолько живые образы представителей всех классов общества, что они сохраняют своё значение до настоящего времени. Великие вожди современного человечества В. И. Ленин и И. В. Сталин широко используют, как известно, образы гоголевских произведений для разоблачения наших врагов и противников.

Гоголевские образы дают нам могучее и грозное оружие для борьбы против врагов мира, социализма и демократии. Словами Гоголя, его меткими разоблачениями паразитизма, эксплуатации мы можем и сегодня разить заокеанских империалистов, гарриманов и морганов, современных покупателей человеческих душ.

Необыкновенно ёмкая, насыщенная социальными мотивами сатира Гоголя в наши дни служит прогрессивному человечеству для разоблачения империалистов и их полицейского режима, как в своё время она помогала передовым людям России бороться против самодержавия и крепостничества. Недаром Венская сессия Всемирного Совета Мира вынесла решение о праздновании памятной даты Н. В. Гоголя во всех странах мира.

Дорог нам Гоголь не только своими неумирающими реалистическими произведениями, совершеннейшим писательским мастерством, но и исключительно требовательным отношением к искусству. Разъясняя, что такое слово, Гоголь писал: «Потомству нет дела до того, кто был виною, что писатель сказал глупость или нелепость, или же выразился вообще необдуманно и незрело. Оно не станет разбирать, кто толкал его под руку: близорукий ли приятель, подогревавший его на рановременную деятельность, журналист ли, хлопотавший только о выгоде своего журнала. Потомство не примет в уважение ни кумовства, ни журналистов, ни собственной его бедности и затруднительного положения. Оно сделает упрек ему, а не им».

В гоголевские дни мы не можем не вспомнить трагедии Гоголя последних лет его жизни. Факт весьма поучительный: даже гениальность не в состоянии спасти писателя, когда он отходит от передовых взглядов. С этим именно связана творческая неудача второго тома «Мёртвых душ». В опубликованных в 1847 году «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь встал на реакционную точку зрения. Заслуженную отповедь Гоголю дал Белинский в письме, которое Ленин в 1914 году назвал «одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору»1.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены