Человек – обществу, общество – человеку

Эльвира Горчакова| опубликовано в номере №1210, октябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Анатолий Степанович Емельянчик – ныне заместитель начальника производства объединения. Евгений Григорьевич Николаев – начальник цеха. Юрий Константинович Быстрое – заместитель главного инженера объединения по заводу «Светлана». Василий Степанович Алыпов – еще недавно начальник цеха, избран заместителем секретаря парткома. Им доверено руководить производством, воспитывать, направлять и организовывать немалые людские коллективы. А первой ступенькой к нынешней руководящей работе для каждого из них была школьная парта у темно-синего вечернего окна. И вместо сна и отдыха, вместо свиданий и музыки на танцплощадках, вместо всего того, что составляет особый аромат юности и отличает ее от остальной, размеренной и обдуманной жизни, у них была учеба изо дня в день, из года в год. Школу сменил техникум, после техникума они шагнули в институт. И все это вечером, после окончания рабочего дня.

Спору нет, каждому из них, а также всем остальным, кто получил вечернее образование, ни воли, ни характера, ни упрямства, ни трудолюбия не занимать. Но кто знает, как надолго бы хватило им этих качеств, если бы не заботилось о них дальновидное, умудренное опытом наше Советское государство, общество, предприятие.

Ежегодно на «Светлане» проводится смотр «Каждому молодому труженику – среднее образование». Всем учащимся предоставляются два нерабочих дня в неделю с оплатой и оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов. Очередной отпуск учащемуся-вечернику предоставляется только летом. Стало традицией выпускникам школы и молодым специалистам вручать ценные подарки из директорского или из общественных фондов. Как часто бывало, что молодой человек шел в школу не для себя, а для старшего мастера Валентина Петровича, для наставника своего дяди Васи, для Люси Ивановой, секретаря комсомольской организации, и лишь через годы понимал, что не он учился для них, а они работали за него и для него. Чтобы он учился. Предприятие тратило конкретные деньги, уплотняло конкретные рабочие дни, чтобы выводить в люди, в специалисты тех своих работников, кто не сумел доучиться вовремя. Предприятие справедливо видело в этом свою, государственную, общественную пользу. И, конечно же, пользу для каждого конкретного человека.

Все это находится в неразрывной связи с положением Конституции, в котором четко и ясно говорится об участии коллективов трудящихся, общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями, в решении вопросов организации труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные нужды и материальное поощрение.

Два года назад рядом с корпусами «Светланы» появилось новое здание. Одним из первых в Ленинграде объединение построило для своего базового ПТУ-33 учебно-производственный комплекс с тем, чтобы давать юным ленинградцам – будущим светлановцам вместе со специальностью среднее образование. Три блока этого комплекса как-то сразу вписались в присветлановское пространство, и уже через месяц казалось, что стояли они здесь всегда. Можно, конечно, говорить о том, что еще нужно было бы учесть строителям при проектировании подобных зданий, каких кабинетов не хватает, какие могли бы быть просторнее. Но достигнуто существенное: в следующем году выпускники ПТУ-33 получат дипломы нового образца, где будет сказано о том, что их владельцы теперь имеют наряду со специальностью среднее образование. И это тоже свидетельство того, как на деле реализуется на «Светлане» записанное в статье 45 новой Конституции положение об осуществлении в нашей стране всеобщего обязательного среднего образования молодежи.

На «Светлане» прекрасно понимали, как непросто перестроить уже сложившуюся систему профессионально-технического обучения, сколько потребует такая перестройка материальных и нравственных затрат. Но столь же ясно понимали и ее насущную необходимость. За последние два года только на оснащение кабинетов базового ПТУ объединение истратило более восьмидесяти тысяч рублей. Совсем недавно в мастерских училища установлены три операционно-фрезерных станка взамен устаревших. В цехах объединения изготовлено десять пультов дистанционного управления, и теперь преподаватели, не отходя от своего стола, могут включить киноаппарат, диапроектор или магнитофон. Кабинеты специальных дисциплин, рабочие места мастеров оснащены самой современной техникой.

Заканчивается оборудование мастерской по сборке полупроводниковых приборов. Здесь с помощью бригадиров-производственников будет освоен выпуск плановой заводской продукции. Учащиеся ПТУ, получающие специальность сборщиц, будут собирать несколько видов приборов и одновременно учиться.

Коллективы преподавателей и базового предприятия прежде всего озабочены тем, чтобы выпускники училища обладали широким общим и профессиональным кругозором, чтобы, придя на производство, они легко осваивали смежные профессии, были восприимчивы к новому, не боялись перемен. Это качество особенно необходимо в такой постоянно прогрессирующей отрасли, как электронное приборостроение.

Чтобы успевать за производством, за развитием его и обновлением, училище меняет свою структуру в соответствии со структурой производства. Все очевиднее становится, что будущее электронного приборостроения – микроминиатюризация. В связи с этим уже сегодня появилась потребность в новой профессии с длинным названием: изготовители сетчатых трафаретов, печатных схем и шкал. Специальность очень сложная, нужно освоить более тридцати операций, требующих знания математики, электротехники, химических и физических явлений. Первый выпуск трафаретчиков со средним образованием «Светлана» получит в 1979 году.

Растет училище, расширяется список профессий, которым обучаются юноши и девушки, пришедшие овладевать профессиональным ремеслом. Сегодня десятки мастеров, бывших рабочих «Светланы», учат завтрашних светлановцев. А двусторонние договоры между учебными группами и производственными участками создают новую атмосферу взаимной ответственности и у наставников и у учащихся.

Первые в этом году восьмиклассники пришли в училище с заявлениями в мае, не дождавшись выпускных экзаменов. Факт любопытный, вызвавший естественный поток вопросов: что привлекает их именно в это училище, чем нравится избранная специальность, каким представляют свое будущее. Ответы были разные, но одинаковые в главном: ребята бывали на «Светлане», много читали и слышали о ней, их привлекает возможность овладеть современной профессией, работать на производстве, которое быстро развивается и имеет большое будущее.

Известность «Светланы», ее техническая вооруженность, надежность ее продукции привлекают молодежь. Ребята приходят в училище, зная, что это первый цех объединения. И этот цех нравится даже придирчивым, разборчивым юным ленинградцам, избалованным возможностями большого города.

В базовом ПТУ сегодня рождаются и прочно становятся на ноги будущие кадры объединения. Но все еще стоит на территории «Светланы» старое здание вечерней школы, и в нем каждый вечер собираются светлановцы. Однако в объединении утверждают, что вечерняя школа отживает свое и перестанет существовать до конца этой пятилетки.

Не правда ли, в первую минуту грустно становится от подобного прогноза. Вечерние школы прочно вросли в наше сознание, были они для нас когда-то предметом не только необходимости, но и гордости и сослужили добрую службу человеку и государству. И вот, представьте, лет через пять юные наши граждане, просматривая по телевидению «Весну на Заречной улице», спросят родителей: а что такое вечерняя школа?

Вечерняя школа... Дорогие твои окна останутся в памяти лишь тех, кто учился давно, кого жизнь смолоду не баловала. Но так ли уж печален тот факт, что некому больше учиться в вечерних школах? Ведь это значит, что стала наша жизнь для всех без исключения материально благополучной и материальное благополучие немедленно дало знать о себе в сфере духовной. И это наше достижение, естественно, тоже нашло отражение в статье новой Конституции, гарантирующей право граждан СССР на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего, обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством...

Как понимают рабочие «Светланы» коммунистический идеал: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех»

Рядом со «Светланой» – две большие зеленые зоны: Сосновка и парк Челюскинцев. Обе они в судьбе «Светланы» сыграли свою примечательную роль, обе по-своему знамениты.

Новичку, который интересуется Сосновкой, говорят так: идешь по проспекту до первого паркового поворота, дальше держи ориентир на выстрелы. "Они, и правда, слышны еще с проспекта, чуть приглушенные лесом, следующие один за другим с такой последовательностью, что кажется, будто стреляют из автомата. Автомат в Сосновке? В шестнадцать часов пополудни, просто так, в обычном мирном парке, где бабушки вяжут носки, а дети строят песчаные башни?

Нет, автомат тут ни при чем. Причина постоянного любопытства посетителей Сосновки – спортивная стрельба. В Сосновке тренируется светлановская секция стендовой стрельбы. Занятия ведет мастер спорта Геннадий Сергеевич Федотов. Самому ему не довелось занимать высшие ступеньки пьедесталов почета на крупных соревнованиях. А вот его воспитанник Владимир Мороз, тоже светлановец, стал чемпионом Советского Союза по стендовой стрельбе.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Особо опасный преступник

Повесть в эпизодах, письмах и документах (1902–1905 гг.)