Человек и общество

опубликовано в номере №975, январь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

На формирование человека в раннем возрасте оказывает влияние не только социальная среда, но также и микроколлективы и даже улица, товарищи, друзья, приятели, и многое, многое другое. Но это уже совершенно самостоятельная большая тема. Это проблема для психолога, педагога.

Да, действительно, эта тема требует отдельного разговора. Но все же не могли ли бы вы остановиться на том, какую роль в формировании личности человека играет философия и социология?

Философия — это мировоззрение. Марксистская философия — это научное диалектико-материалистическое мировоззрение. Немецкий философ Фихте говорил: каков человек, такова и его философия. Но и наоборот, какова философия, оказавшая влияние на формирование того или иного индивида, таков и он как человек, как личность.

В. И. Ленин придавал исключительно большое значение марксистской философии для деятельности партии, для рабочего класса, для воспитания членов партии несгибаемыми борцами за дело коммунизма.

Чтобы легче себе представить, какое значение В. И. Ленин придавал философии, я приведу такой пример.

В 1915—1916 годах шла мировая война, жестокая, суровая. Земля была залита кровью. Ленин и наша партия боролись против войны, против ее зачинщиков, против лидеров Второго Интернационала, которые изменили духу интернационализма. И в это же время Ленин штудирует, казалось бы, такую далекую от действительности книгу, как «Наука логики» Гегеля, труды Аристотеля, Лейбница, Фейербаха.

Не всем тогда было ясно, почему величайший революционер и мыслитель ушел в такую абстрактную область, как философия, изучение «Науки логики» Гегеля.

Даже не всем большевикам было ясно. А между тем Ленин разрабатывал то, что он называл душой марксизма,— марксистскую диалектику, лежавшую в основе подготовки теории социалистической революции.

А вот другой пример. В 1921 году во время профсоюзной дискуссии, обращаясь к молодым коммунистам, Ленин говорил:

«Нельзя стать настоящим, сознательным коммунистом, не изучая всего написанного по философии Г. В. Плехановым».

Если такое значение Владимир Ильич придавал философским трудам Плеханова, то это в еще большей степени относится к философским трудам самого Ленина.

Всегда ли у нас в комсомоле да и в некоторых партийных организациях таким образом оценивается значение философии в коммунистическом воспитании?

Нет ли у нас и таких работников, которые в философские работы классиков или совсем не заглядывают, или заглядывают редко?

Значит, дискуссии марксистских и буржуазных философов — это прежде всего борьба за человеческое сознание?

Это то, что сейчас стоит в центре идеологических столкновений.

Известный американский обозреватель Уолтер Липпман в 1966 году несколько месяцев провел в Европе. Вернувшись в Америку, он написал статью о том, что Европа стала прагматической, что она живет сегодняшним днем, что в ней нет больше значительных идеалов, не кипят страсти вокруг новых больших идей.

Нам неизвестно, с нем Липпман разговаривал, кто был предметом его наблюдений и почему он сделал такие выводы. Но это очень наблюдательный человек, у него глаз острый. Есть глупые, неумные противники, к высказываниям которых не стоит прислушиваться. А Липпман — противник умный. Он сделал эти выводы для того, чтобы сказать американским правителям: Европа изменилась, а раз так, то и политика США должна быть иной.

Это интересный вывод. Но, видимо, он относится к правящим классам, среди которых Липпман вел свои наблюдения, а не к рабочему классу, борющемуся за великие, возвышенные цели.

В западной печати вот уже несколько лет развивается теория, согласно которой идеология — это превратное, извращенное, иллюзорное, иррациональное сознание, что идеология несовместима с наукой, в том числе с социологией и даже философией.

Авторы теории «деидеологизации» утверждают, что надо прекратить борьбу противоположных идеологий, надо показать и доказать, что это ложные, превратные идеи. Настоящей идеологией XX века является, мол, «технология», она способна ныне решить все проблемы, социальные и политические. А социалистическая или иная идеология — призраки, утратившие свое значение в современном индустриальном мире. Эту точку зрения разделяют и социологи-ревизионисты, пытающиеся выступать от имени марксизма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены