Чей поэт Иосиф Уткин

В Кристалов| опубликовано в номере №212, декабрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Для иллюстрации всего этого достаточно взять любое стихотворение из сборника «Публицистическая лирика». Всюду о действительности говорится отвлеченными символами. «Все старое обречено на сруб».... В этом Уткин видит символ современного строительства. Войну Уткин называет «прифронтовой погодой», мировой пролетариат - «великий океан». Про будущее он говорит:

«Трудная

и голубая Мне страна

мерещится во мгле...» Чрезвычайно примитивны изображения участников стройки.

Трескотня о трансмиссиях и «огнеупорных людях» и т. д., но о самой сущности ударника ничего не сказано. Классовой характеристики людей Уткин не дает. Особенно показательно в этом отношении стихотворение «О юности, о нас, об Октябре». В нем поэт полемизирует с классовыми врагами, которые зовут нашу молодежь от строительства к соловьиным трелям, а про борьбу пролетариата говорят: «Пусть буден тарахтит обычная арба». Вместо ярко выраженной ненависти к ним, мы встречаем у Уткина добродушную иронию. Он журит этих классовых врагов, называя их... «чудаками».

«Ах, чудаки!

Они не понимают,

Что именно

теперь

и началась

борьба».

В ряде стихотворений Уткин пользуется своим излюбленным приемом: при изображении настоящего он сопоставляет его с прошлым. Но, к сожалению, прошлое в этих случаях заслоняет настоящее, о настоящем он в конце говорит лишь несколько малозначащих слов. Когда нужно сказать что - либо о настоящем, он беспомощен. Сошлемся хотя бы на второе стихотворение «О вредителях». В нем очень подробно говорится, как Рамзин «летит по Тверской» в ресторан «Яр» к цыганочке Гане «на лебяжий альков». Этому посвящено почти все стихотворение, и лишь в конце несколько строк угроза Рамзину «прокатить» его. Классового лица Рамзина Уткин, разумеется, не раскрыл, внимание читателя полностью закреплено на картине кутежа. По этому же принципу построены и стихотворения «Босая правда» и «Разговор с женщиной». Последнее почему - то не вошло в сборник, но Напечатано газетой Ленинградского обкома ВЛКСМ «Смена» как образец явной халтуры. Половина стихотворения посвящена описанию драгунской страсти. «Драгун изгибается, смотрит в упор, и страсть изгибается в голосе шпор». Но вот этот драгун использовал некую Анну и ускакал в Вильно, оправдываясь: «Анна, простите, родина, долг...» Анна осталась одинокой, и вот «в тиши антресолей прозрачной рукой мутят ре - ми - соли дворянский покой...» Вторая часть стихотворения - противопоставление положительного отрицательному. Про нашу эпоху Уткин говорит так:

«Ни Анну на шею, ни Анну в кровать

Эпоха не думала нам давать».

Больше всего нас удивило, что это стихотворение было помечено Уткиным «Буксир «Правды»... Слишком уж ярко оно выпячивает всю порочность мировоззрения Уткина... Разве такие стихи не есть «свидетельство на бедность»?

Таков Уткин сегодня. От немощного символизма к примитивной схеме - таков «размах» его творчества. При этом следует заметить, что художественное качество последних стихов Уткина весьма не высоко. Уткину следует серьезно задуматься над дальнейшими судьбами своего творчества. Ему необходимо заняться пересмотром своих творческих позиций, жесткой самокритикой, упорной работой над выработкой пролетарского мировоззрения.

Разумеется, в настоящее время нет ни одного критика, который бы всерьез назвал Уткина комсомольским поэтом. Ясно, что комсомольским можно называть только пролетарского поэта.

Однако до сих пор еще существует мнение, будто бы Уткин был когда - то комсомольским поэтом. Это досадная ошибка. Достаточно взять книжку Уткина «Лирика», изданную «Огоньком», в которой собраны его лучшие стихи, чтобы убедиться в полной абсурдности утверждения, что он был комсомольским поэтом. Субъект лирики Уткина - мелкий буржуа, встревоженный революцией, в смятении ищущий ответа на вопрос: «Кого нам любить, кого проклинать?» В его стихах отсутствует четкая пролетарская классовая установка. «Мы любим дом, все любят нас» - таков беспринципный лозунг Уткина («Гостеприимство», 1925 г.). Мы встречаем в его стихах отстаивание права на самоубийство («Слово Есенину»), бесклассовый гуманизм («Песня о матери», «Гитара»). Говорить, что Уткин был комсомольским поэтом, политически неверно, ибо перечисленные мотивы его творчества глубоко враждебны комсомолу. Досадную ошибку не стоит повторять.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Об очередных задачах перестройки РАПП

Из резолюции по докладу на пленуме РАПП