Чай

Владимир Луцкий| опубликовано в номере №1355, ноябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Бежит дорога по Колхиде. Поселки, поля, виноградники, плантации... Мелькают названия... Достаю из записной книжки чайный побег. Давид Давидович просит меня открыть маленький ящик, вмонтированный на панели автомобиля, где брошена всякая всячина. Достаю пачку чая. Он просит прочитать этикетку. Уже узнав его веселый характер, читаю:

«Грузинский, черный, высший, байховый...»

На последнем слове «байховый» он меня останавливает:

– А знаешь, почему его называют «байховый?» Слушай легенду. Она у тебя в руках. (Весело блестят глаза. Идет испытание на юмор: У меня в руках пароль – молодой, но уже, к сожалению, увядший чайный побег.) Так вот, – продолжает Давид Давидович, – когда ты встретишься с друзьями и покажешь им этст молодой побег, то расскажи, что название «байховый» пришло к нам из Китая. Молодой чайный побег там называли «бай-хао», что означает «белая ресничка»... Присмотрись...

Давным-давно, несколько тысяч лет назад, когда еще в Грузии не выращивали виноградную лозу и не знали, что такое чай, в Китае жил святой. «Чокнутый он был, – как бы сказали теперешние ребята, – разве можно все время проводить в молитве!» Но святой есть святой. Работа такая. Молись денно и нощно. Трудился. Молился. С устатку как-то смежились ресницы. Когда раскрыл их, ужаснулся... Грех-то какой! И в досаде он оторвал веки и бросил на землю: «Пусть никогда не закрываются глаза!» Из этих век святого вырос чайный куст. Не верите? Откройте китайский либо японский словарь. В них обозначение век и чая – одним и тем же иероглифом.

Но легенда легендой, а чудодейственную силу чая узнали еще древние. Чай – единственный из напитков – обладает удивительными, казалось бы, противоречивыми свойствами: тонизирует и снижает усталость, возбуждает и успокаивает, вначале согревает, а затем приносит ощущение прохлады... Ученые открывают все новые и новые свойства и качества чая.

Чай как напиток употребляют почти две трети обитателей планеты. Но прежде чем стать доступным широким массам, ему пришлось утверждаться много веков. В Китае более двухсот лет из чайного листа приготавливали лишь лекарства от многих хвороб. Потом он вошел в быт мандаринов. В Корею, Японию и Индию он был завезен в шестом веке и переступил порог буддийских храмов.

В Европу чайный напиток проникал двумя совершенно независимыми один от другого путями – с запада и с востока.

В XVI веке португальские мореплаватели впервые завезли чай из Китая в свою страну.

В Россию чай пришел из Азии совершенно самостоятельно, независимо от Западной Европы, через Сибирь. Его завез посол Василий Стариков в 1638 году. На царском дворе отведали заморский напиток. Понравился. И потянулись в Россию караваны. Из Китая через Монголию на верблюдах и лошадях. Путь далекий – 11 тысяч верст и долгий – почти полгода. В хорошую копеечку обходился фунт чая. Русские купцы выкладывали сукно и сафьян, меха соболей и горностая, железные изделия уральских умельцев и другие товары; платили высокие пошлины, да и сами, стремясь покрыть накладные расходы и получить определенную прибыль, выбрасывая на российский рынок чай, назначали круглую сумму. Не по карману был чай простому люду. Лишь после открытия в 80-х годах XIX века Самаро-Уфимской и Екатеринбурго-Тюменской железных дорог сроки доставок чая в европейскую часть России существенно сократились, и рыночная стоимость его понизилась. Чай постепенно становится русским национальным напитком. К концу XIX века на чайное довольствие была поставлена русская армия. Предприниматели стали выплачивать мастеровым жалованье, в которое входили деньги, харчи и чай. К началу XX века Россия стала самой чаепотребляющей страной мира. Но свои потребности она удовлетворяла главным образом за счет импорта.

Однако в России появились уже энтузиасты чайного дела. Стали задумываться над тем, а нельзя ли самим выращивать чайный куст, скажем, в Крыму, на западе Грузии? Те, кто побывал на родине чая – в Китае, в его юго-восточной части, присматривались и к почве и к погоде...

В музее Всесоюзного научно-исследовательского института чая и субтропических культур собраны экспонаты, связанные с историей и развитием чаеводства в нашей стране. В 1772 году в одном из русских журналов была опубликована статья Г. Ф. Сиверса «Как произращать чай в России». Автор предлагал создать плантации чая в районе города Кизляра – в одной из южных точек тогдашней Российской империи.

Однако в те времена дальше этого дело не пошло. Первый чайный куст был завезен в Россию, в Никитский ботанический сад в Крыму, лишь в 1817 году. Начиная с тридцатых годов XIX столетия разведением чая занимались энтузиасты-чаеводы да богатые землевладельцы вроде грузинских князей Эристави. Закладывались опыты в Ленкорани и близ Сочи...

Сто лет потребовалось для того, чтобы опыты первых энтузиастов вышли на плантации. В 1917 году они составляли около 900 гектаров. Только в советское время началось подлинное развитие чайного дела в нашей стране. Площадь плантаций возросла более чем в сто раз! Одновременно шла большая селекционная работа, вырабатывались научно обоснованные методы возделывания культуры чайного растения. Эти работы имели важнейшее значение. Ибо в период «детства» грузинского чая высаживали разные китайские сорта, чаще далеко не лучшие. Давали они урожай мизерный – всего 400 килограммов с гектара. Ученые и практики вывели различные сорта местной селекции, урожайность которых в среднем достигает от 10 до 13 с лишним тысяч килограммов на гектар. Среди них лучшим по праву считают сорт «Колхида». Гектар этого сорта эквивалентен полутора гектарам Обычного чайного участка. А по вкусу, аромату он не хуже индийских сортов, выращенных в высокогорных районах.

Итак, есть советский чай, выведен новый сорт, дающий лист не хуже индийского. Ученые могут гордиться сделанным. Но, к сожалению, пока еще мало гектаров нового сорта работают на качество.

Потребность в чае растет. Повторим: Россия еще к началу XX века стала самой чаепотребляющей страной мира. Но вот сегодняшняя статистика. Потребление чая в нашей стране чуть более 600 граммов, в Англии – до 4 килограммов, в Японии – свыше 3 килограммов. В среднеазиатских республиках этот показатель подходит к 2 килограммам на человека в год.

В Продовольственной программе перед чаеводами и промышленниками поставлены большие и ответственные задачи – увеличить производство, а главным образом улучшить качество чая. Основным производителем чая в нашей стране является Грузия. Здесь получают более 95 процентов советского чая. Азербайджан дает 3,8 процента, а Краснодарский край – около 1 процента. И потому основной наш разговор пойдет о грузинском чае.

«Надо поклониться кусту...»

Итак, проблема качества. Много у нее слагаемых. Одно из них – условия, в которых растет чайный куст. Заметим, что советские плантации разместились на самых северных широтах субтропиков. И, конечно, в отличие от всех южнокитайских, цейлонских, индийских им не хватает порой тепла, влаги, солнечных дней для того, чтобы набрать, выработать достаточное количество ценных веществ. А их сегодня ученые открыли уже около 300. Многие тайны «белых ресничек» раскрыты и продолжают раскрываться...

Но вернемся на запад Грузии. Край благодатный. Бросишь, мол, в грузинскую землю зерно, а урожай стеной взойдет да безо всякого труда. Так может казаться лишь незадачливому пляжнику. Край благодатный. Но грузинские крестьяне из поколения в поколение взирают на горы – что они завтра принесут на его трудное поле. Порой и мы, телезрители, видим, как в Закавказье гуляет стихия: град, ливень... На полях, как после артподготовки, градом выбиты посевы, виноградники, плантации. В Грузии говорят, что побитое градом растение семь лет стонет. Какие заботливые руки, какое терпение, какая энергия и какой тяжелый труд нужны для того, чтобы поднять уничтоженные стихией сады и плантации! Потому и называет грузинский народ урожай – «чирнахули», что означает «добытый тяжким трудом».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мерой гражданского призвания

Тихон Хренников, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, народный артист СССР