Белокаменные ворота

Марк Григорьев| опубликовано в номере №1149, Апрель 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Борис Полевой

Тобольск – древний город на трассе Всесоюзной ударной комсомольской стройки Тюмень – Нижневартовск. В Тобольске, если верить Даниэлю Дефо, бывая еще знаменитый путешественник Робинзон Крузо: он добирался санным путем через Тобольск к Ледовитому океану. Современные робинзоны попадают в Тобольск поездом. С каждым днем их приезжает все больше – идет широкое освоение природных богатств Западной Сибири. Белокаменным вокзалом встречает город приезжего. В печати уже сообщалось, что Тюменский обком комсомола и редколлегия журнала «Юность* выдвинули авторов и строителей Тобольского вокзала на соискание премии Ленинского комсомола 1975 года.

Наш корреспондент встретился с Героем Социалистического Труда, секретарем Правления Союза писателей СССР главным редактором журнала «Юность» писателем Борисом ПОЛЕВЫМ и взял у него интервью.

– Сибирь покоряет все большее число сердец: едут и едут новоселы, главным образом молодежь. Писатели также все чаще отправляются в творческие командировки за Уральский хребет. В чем тут секрет!

– Может быть, сказка, которую я слышал от старого охотника-манси, подарившего мне сибирскую лайку, даст ответ на вопрос. Вот слушайте.

Ходил бог по земле с большим мешком и распределял богатства: тут уголь, там золото, руды железные – в это место, а нефть – сюда. Устал бог и заснул. Было это как раз в тюменских краях. А из мешка высыпалось все, что осталось. Проснулся всевышний и за голову схватился: что к это он наделал? Такие богатства ссылал в одно место! Чтобы исправить дело, прикрыл он сокровища непроходимыми лесами, непролазными то-1ями, неуютной тундрой...

Наивная сказочка, но она имеет реальную основу. Бог с ним, с богом, а вот то, что те далекие ;рая не имеют себе равных по запасам нефти и аза – это несомненно, это установлено сегодняшней наукой.

Сейчас в этом суровом, но богатейшем крае строится Северо-Сибирская магистраль, которой, по-моему, суждено сыграть в жизни нашей страны не меньшую роль, чем в прошлом веке сыграла Транссибирская железная дорога. Строятся новые города, а главное, вместе с дорогой строятся человеческие судьбы. Понятен поэтому повышенный писательский интерес к этим местам: здесь мы знакомимся с будущими героями наших книг.

– Борис Николаевич, сколько раз вы бывали в Тобольске! Ваши впечатления от этого города!

– В самом городе я был всего лишь трижды. Однако полюбил Тобольск, как говорится, с первого взгляда. Город этот имеет богатейшую историю, он был северной казачьей столицей. В нескольких километрах от места, где теперь стоит Тобольск, погиб Ермак Тимофеевич. Город дал миру немало великих людей, в том числе создателя периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Здесь родился и написал своего замечательного «Конька-Горбунка» П. П. Ершов. Улицы и дома Тобольска помнят декабристов, народовольцев, а впоследствии и большевиков, отправляемых царскими правительствами в ссылку.

К чести тоболяков, они сохранили этот прекрасный русский город с древним кремлем, с историческими сооружениями времен чуть ли не Ермака. Сегодняшние покорители Сибири проявили большой такт: стремясь сохранить неповторимое лицо города, они расположили нефтехимический комплекс, порт и вокзал в стороне от заповедной части города.

Архитектор Владимир Авксентюк и художник Герман Черемушкин, авторы Тобольского вокзала, на мой взгляд, характерные фигуры девятой, думается, и десятой пятилеток. Когда люди стремятся, развивая экономику, сохранить и сберечь природу, когда люди думают не только о целесообразности, но и о красоте, сохранении традиций, не только о завтрашнем, но о вчерашнем и позавчерашнем дне – это, как мне кажется, и есть сегодняшний взгляд на жизнь. Для жителей Тобольска вокзал на великой северной магистрали – символ прогресса, олицетворение будущего Сибири. И, надо сказать, белокаменное сооружение в полной мере отвечает этим соображениям. Берусь судить об этом, потому что я объехал не один десяток стран, сотни городов и у нас и за рубежом, видел замечательный Вашингтонский вокзал и Сентрал-вокзал в Нью-Йорке. Могу засвидетельствовать: Тобольский вокзал – один из самых своеобразных и ярких среди тех, что мне довелось видеть. Он красив сам по себе, великолепно гармонирует с рекой, лесом, использует традиции старинного русского и национального северного зодчества. При всем том, как говорили мне специалисты, это чрезвычайно грамотное с точки зрения технической целесообразности сооружение.

Авторы делились со мной наметками будущих станций на трассе Севсиба. И вот, если судить по действующему вокзалу в Тобольске по проектам новых железнодорожных станций, можно назвать характерные черты проектантов. Это люди, думающие рационально, смело и дальновидно. Я бы даже определил это качество как дальнобойность архитектурного прицела.

– Борис Николаевич, сибиряк всегда нам представляется человеком могучим, сильным телом и духом. Однако рождение новых поселков и городов, гигантский размах строительства в Западной и Восточной Сибири вызвали огромный приток людей из европейской части страны. Так что, по-видимому, сибиряка «в чистом виде» теперь не встретишь!

– За годы моей дружбы со строителями дороги Тюмень – Нижневартовск я пригляделся к сибиряку нынешней формации. Бесспорно, отличий немало, если брать за образец тот тип человека этого удивительного и сурового края, который создали писатели Сибири, начиная с Мамина-Сибиряка, а затем утвердили книги нашего времени, кино и телевидение. Это могучий бородач, косая сажень в плечах, выходящий с ножом на медведя. Это мужчины и женщины, выскакивающие из парной на сорокаградусный мороз, чтобы вываляться в смету.

Все это в значительной мере справедливо: суровый край воспитывает физически крепкого человека с твердым характером.

Однако сегодняшнее грандиозное строительство в Сибири, в частности, железная дорога, с создателями которой журнал «Юность» дружит вот уже шесть лет, тем и отражает наше время, что работают здесь не только коренные сибиряки, но парни и девушки Москвы и Кишинева, Тбилиси и Минска. Туда, в Сибирь, в край, где зимой поют острые метели, а летом звенят комары, молодежь 70-х годов, покинув свое благоустроенное жилье в обжитых городах, едет пробовать свои силы в творческой созидательной работе. На золотом промысле поток уносит все случайное, легкое, оставляя крупицы настоящего золота. Так и тут, на стройках. Те, кто выдерживает пробу, те, кто остается, – им цены нет. Один такой парень, одна девушка стоят десятерых – так говорил мне один из стрейших строителей страны, построивший в своей жизни тысячи километров дорог, начальник управления «Тюменьстройпуть» Дмитрий Иванович Коротчаев.

Люди в сегодняшней Сибири, как говорится, растут удивительно быстро. Недаром на ответственнейших постах строительства дорог Тюмень – Нижневартовск, Байкало-Амурской магистрали немало людей комсомольского возраста. Вот таков сегодняшний сибиряк, который строит величайшие магистрали мира и, строя их, строит себя – гражданина, достойного нашей великой эпохи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены