Алексей Константинович Толстой

Наталья Колосова| опубликовано в номере №1294, апрель 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

То ж и сын сыну наказывал,

И доселе их внуки рубятся,

Все рубятся за правду, за истину,

На великое себе разорение.

Так в излюбленной своей форме, близкой к народной песне, притче, былине, высказывал обычно Толстой глубокие мысли. Философичность произведений Толстого дала основание Вл. Соловьеву отнести его поэзию наряду с поэзией Тютчева к «поэзии гармонической мысли».

Поэзию А. К. Толстого отличают поразительная безыскусственность, простота, правда, искренность, глубокое чувство природы, органичное использование народного языка и удивительная напевность, роднящая, может быть, даже больше, чем язык, стихи Толстого с народной песней. Недаром такое огромное количество музыкальных произведений создано самыми различными композиторами на стихи поэта.

« Средь шумного бала...» – романс П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого – едва ли не один из самых известных русских романсов. Стихи родились после бала-маскарада зимой 1850/51 года, на котором Алексей Константинович встретил Софью Андреевну Миллер, в девичестве Бахметеву.

Софья Андреевна была личностью незаурядной. В ней нашел поэт свое «артистическое эхо», ей поверял все свои мысли и чувства, с ней делился творческими замыслами. В годы службы к ней обращен призыв: «Помоги мне жить вне мундиров и парадов». Понимание и поддержка, которые Алексей Константинович находил у Софьи Андреевны, укрепили его веру в себя, умножили его силы, направленные на то, чтобы вырваться из чиновничьей жизни. Он называл ее Эгерией – нимфой-вдохновительницей и считал своим самым строгим критиком.

В лирике Толстого часто используется довольно распространенный прием отождествления любви и моря. Но достаточно прочесть несколько стихотворений Алексея Константиновича, в которых любовь сравнивается с морем, чтобы понять, какое своеобразное значение принимают у него обычные символы:

Во мне и надежд и отчаяний рой,

Кочующей мысли прибой и отбой,

Приливы любви и отливы.

Чувство человека понимается как стихия, одновременно и неподвластная обузданию и подчиненная неизбежно своему закону:

В отлива час не верь измене моря,

Оно к земле воротится, любя.

С редкостной искренностью и с удивительной глубиной проникновения в самую сущность явления поэт стремится облегчить переживания любимой женщины, объясняя ей природу своего чувства:

Слеза дрожит в твоем ревнивом

взоре,

О, не грусти, ты все мне дорога,

Но я любить могу лишь на просторе,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены