Агония умирающего класса

Мих Мирингоф| опубликовано в номере №232, октябрь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Булычев заставляет Гавриила играть во всю силу: «Глуши, Гаврила!» «Это же Гаврила - Архангел конец миру трубит», - истерически восклицает Булычев.

И сбежавшиеся на зов трубы домочадцы воспринимают это как конец мира, как закат и гибель капитализма.

В хриплых звуках трубы прозвучал смертный приговор капиталистическому миру.

На долю коллектива артистов театра им. Вахтангова выпала почетная и вместе с тем чрезвычайно сложная задача: раскрыть социальную сущность горьковской пьесы, создать яркое, красочное зрелище, полное глубокого социального смысла.

И театр с присущей ему высокой театральной культурой, с исключительным мастерством разрешил ее. На сцене засверкали живые полнокровные образы, вернее, гравюры, в которых каждая черта, каждая деталь вещественного оформления, каждый штрих скупых красок, костюмов подчеркивает характер образа, воспроизводит стиль купеческой Руси.

Горьковский простой и вместе с тем яркий, богатый, красочный бытовой язык дал возможность режиссуре и артистам развернуть во всю ширь свои творческие силы.

Пролог, введенный театром, сразу дает тонус спектаклю.

Роль Егора Булычева в строго реалистических тонах, с исключительным мастерством ведет артист Щукин. Этот блестящий актер, впервые создавший красочный правдивый образ подлинного большевика в «Барсуках», на этот раз дал незабываемую, яркую, насыщенную глубоким социальным смыслом фигуру русского капиталиста. Каждое движение, каждая реплика, интонация, мизансцена глубоко продуманы. В походке, жесте, во всем процессе переживания Булычева артист с максимальной сценической оправданностью, виртуозностью исполнения выделяет социальные черты Булычева, донося до зрителя мельчайшие оттенки этого противоречивого образа.

Фигура Булычева, которую с таким мастерством создал артист, войдет в историческую галерею образов русской и мировой драматургии.

В образе Шуры, которую с большим тактом, теплотой, сочно играет артистка Мансурова, театр пытался максимально раскрыть все характерные черты булычевского поколения.

В резкости, порывистости характера, озорстве, ненависти к окружающей среде проявляется внутренний облик Шуры.

В Шуре, задыхающейся в этом смрадном, закоптелом от гнусности и мерзости мире, выявлена социальная трагедия целого поколения, класса. И артистка, в мельчайшей детали этого сложного образа художественно выделяя ту или иную социальную черту характера, старается найти особую театральную форму наиболее яркой, образной выразительности ее.

В фигуре подлого спекулянта, мошенника, не брезгающего никакими средствами для своих хищнических планов, артист Русланов пытается подчеркнуть европейский стиль русского коммерсанта новой формации.

Колоритный насыщенный образ прислуги Булычевых - Глафиры - дан артисткой Алексеевой. Глафира мало говорит, но больше действует. В скупых сочных мазках образа чувствуется воля, ум, ирония. Она любит Булычева страстью женщины - самки, любит за то, что он на голову выше своей среды. Но всей душой, всеми своими мыслями она на стороне Лаптевых. В ее замкнутости, сосредоточенности сквозит глубокая дума о жизни, большая любовь к ней.

Яркую, запоминающуюся фигуру русского купца нового склада дал артист Басов. В несколько скупых штрихах, в богатстве интонации он сумел дать законченный тип политического спекулянта, либеральствующего кадета, купца - носителя новых традиций русского торгового капитализма, который ожидает от буржуазной революции новых благ, новых барышей. В этом спекулянте, скептике увядающей буржуазии, готовом сегодня примкнуть к мартовской демонстрации рабочих, а на завтра ее расстрелять, дан прообраз деникинца, сегодняшнего Горгулова...

В мягкий рисунок колоритного образа наивного простачка, жалкого жулика, униженной личности, в потертую жизнью тощую фигуру трубача артист Кольцов вложил много теплоты, глубокий психологический смысл.

С большой выдумкой, огромным мастерством сделана театром сцена второго акта - беседа Булычева с игуменьей Меланьей. В ухарском плясе камаринской раскрывается широкая «буйная» русская натура костромского купца. И рядом с этим, как бы противопоставляя, дается сцена молодежи, танцующей танго, вальс, которая подчеркивает пропасть, отделяющую Булычева от окружающей его среды.

Не менее блестяще поставлена последняя картина третьего акта. Сцена разделена как бы пополам. В верхней части с развевающимися от вихря золотистыми волосами, озаренная яркой полосой света стоит у распахнувшейся настежь двери дома Шура, наблюдая за мартовской демонстрацией, за рождением нового мира, в который она вероятнее всего поверит. А в это время в нижней части, погруженный во мрак, в муках и судорогах корчится и угасает Булычев - старый прогнивший мир. И звуки церковного пения, переплетаясь с «Марсельезой», распеваемой демонстрантами, создают символическую картину причащения, заката старого мира и рождения нового.

Театр им. Вахтангова постановкой пьесы «Егор Булычев и другие» наиболее ярко выявил свое творческое лицо. Он показал, какие огромные творческие возможности заложены в этом молодом талантливом коллективе.

Театр показал, каких огромных художественных вершин, лучших образцов драматургии, какой социальной глубины может он достичь. Он показал новые театральные формы, новые свежие линии в трактовке образов. Эта нашло яркое выражение в блестящей, мастерской работе режиссера Захавы - в конструкции, вещественном оформлении, музыкальной иллюстрации.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены