Агония умирающего класса

Мих Мирингоф| опубликовано в номере №232, октябрь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пьеса Алексея Максимовича Горького «Егор Булычев и другие» является крупнейшим событием в истории пролетарской драматургии и русского театра.

В своей пьесе великий пролетарский художник показывает нам жизнь богатой купеческой семьи накануне Февральской революции. Дом Егора Булычева похож на старый тяжелый заплесневевший сундук, в котором уже завелись крысы, готовые перегрызть друг другу горло. За внешним спокойствием и благодушием точно размеренной жизни скрыты лицемерие, ханжество, неудержимая страсть к легкой наживе, звериная погоня за рублем.

Супруги Звонцовы хотят в корыстных целях женить своего двоюродного брата Тятина, мягкотелого, безвольного, деклассированного интеллигентского хлюпика, мещанского философа, на младшей дочери Булычева - Шуре.

Игуменья, настоятельница монастыря, Меланья, заручившись поддержкой Аксиньи, жены Булычева, и управляющего Мокея, пытается в случае смерти Булычева обеспечить себя наследством. Аксинья и Мокей в свою очередь поддерживают ухищрения игуменьи Меланьи, видя в этом наиболее удобный и легкий путь к овладению наследством Булычева.

Адвокат Звонцов - это либеральствующий кадет, европеизированный спекулянт, модернизированный жулик, ожидающий барышей от свержения монархии; Варвара, его жена, - властолюбивая хищница; глупая купчиха Аксинья, исконный вор приказчик Мокей - все они подкарауливают, подстерегают друг друга, поглощены тем, как бы искуснее облапошить Булычева, захватив его наследство.

Зашатались основы старинного, богатого булычевского дома, затрещали дубовые стены его.

На пороге уже стояла Февральская революция и стучала в его двери. Она взбаламутила стоячее болото булычевской жизни, разбудила обитателей его.

В капиталисте Егоре Булычеве проснулся человек, восставший против самого себя и своей среды. Раскаты февральской бури обнажили перед Булычевым те трещины, которые дал капитализм, и ту плесень, которой покрылся его дом; обнажили звериное лицо капитализма, природу его: обман и эксплуатацию, на которых он покоится и при помощи которых душит и кромсает человеческую личность, человеческую мысль.

Булычев - в предсмертной агонии. У постели больного весь арсенал капиталистических «лекарей». Яростное, страстное желание жить, надежда на выздоровление толкают к знахарям, юродивым, шарлатанам. Но веры нет. Она потеряна, как исчезла и перспектива, смысл жизни. Печень разъедена раком, внутри организма все гниет, разлагается. Болезнь неизлечима, смерть неминуема. Трупный запах разлагающегося капитализма все больше и больше охватывает и парализует всех членов капиталистического общества, в том числе и его представителя - Булычева.

Художник показывает жизнь богатого купеческого булычевского дома на фоне разыгравшейся драмы мировой войны 1914 - 1918 годов, в момент наивысшего обострения классово? борьбы в стране, когда социальные противоречия обнажились, когда почва начала ускользать из - под ног дворянско - помещичьего строя России, когда все религиозные и бытовые устои начали рушиться.

Целью автора пьесы не было раскрыть психологические переживания, физические страдания Егора Булычева, его семейную драму, разрешение «вечной проблемы» жизни и смерти. Художник стремился показать, философски обобщить человеческое отношение представителя определенной социальной прослойки к окружающей среде.

Горький показывает гибель русского капитализма, умирание целого общественного строя на примере судеб одной семьи. Это дало максимальную творческую возможность с высоты исторической правды раскрыть в жизни героев булычевского дома весь процесс загнивания устоев русского капитализма, нарисовать картину смерти целого общественного строя в глубоко социальной драме одного человека, не лишая его индивидуальных черт.

В образе Егора Булычева дан русский капиталист, богатый купец, со всеми его типическими чертами, выбившийся на дорогу к богатству из самых низов крестьянской нищеты. Отец его гонял плоты. Благодаря своему природному уму, воле, силе, хитрости, преодолевая огромные лишения, этот сын батрака пробил себе путь из деревенской нищеты к богатству.

Но этот недавний кулак - теперешний капиталист, вышедший из самых низов крестьянства, которое все время в своем революционном движении против помещичье - самодержавного строя жаждало найти «настоящую правду».

Где - то в тайниках души Булычева теплится еще неостывший огонь, отзвуки этой борьбы, желание найти эту правду. За внешним отвратительным обликом капиталиста скрыт умный, волевой, эмоциональный человек, по - настоящему любящий жизнь. Все изменилось, жизнь пошла по - иному. Весь мир, вся жизнь предстала перед ним по - новому - Он начинает сомневаться в своей правде, где «мое дело деньги грабить, наживать, а мужиков - работать». Он увидел, что мир, в котором прожил тридцать лет, душит, человеческую мысль, что в нем процветают обман, ханжество. Он начинает осмысливать происходящие за его домом события. Он недоволен войной, в которую, по его мнению, зря ввязалась Россия, где «одни воюют, другие воруют». Святыни, перед которыми он преклонялся, на которых зиждется система его класса, предстают перед ним в их омерзительной действительности: религия продажна и блудлива, вера в бога потеряна, собственность, накопленная им, добыта годами спекуляции, преступлений, жульничества и обмана. И, наконец, правящая верхушка во главе с монархом - алчные тунеядцы, которые готовы ради своих выгод бросить в огненное пекло войны миллионные массы.

Булычев бросает вызов этому миру. В этом вызове звучит вопль капиталиста, чувствующего свою гибель и обреченность своего класса. Он ненавидит государственный механизм, чувствуя неминуемость его гибели и приближение революции. Он не верит Звонцовым и Достигаевым, как и рабочим и крестьянам, стремящимся захватить власть в свои руки. Ни те, ни другие не сумеют удержать власть, править народом.

Но наряду с этим он в глубине души чувствует, что в думах, действиях Лаптевых какая - то правда есть, что она, возможно, восторжествует. И эта боязнь, неудержимый страх мучают Булычева.

На мрачном фоне старой и убогой России, среди галереи колоритных образов русского торгового капитала ярко выделяется положительный тип молодого революционера Лаптева. Этот образ художником намечается в первой части трилогии в очень скупых линиях. Но и в них мы видим уже полнокровный, насыщенный рисунок большевика, который весь поглощен революционной работой. Лаптева не видно, но чувствуешь его огромное влияние на обитателей булычевского дома, ощущаешь его во всей пьесе.

И незаконнорожденная дочка Булычева - Шура - ненавидит этот мир, она хочет ему мстить. Она мечется в поисках правды. Ее манят звуки февральской «Марсельезы», и, быть может, она примкнет к революции и станет в ряды революционеров, а, может быть, у нее не хватит сил, воли вырваться из этого ада, и она станет кокоткой, проституткой.

В заключительной сцене второго акта, в беседе с трубачом Гавриилом, Булычев признает законность воровства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены