7 минут или 20 секунд

И Лемберик| опубликовано в номере №698, июнь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

После ремонта модель получилась более совершенной. О ней весьма лестно, правда, с большим опозданием, отозвался начальник заводского бюро рационализации и изобретательства Дмитрий Дмитриевич Лелешкин, выступавший в студии телевизионного центра.

Однако и после этого дело не сдвинулось с мертвой точки. Главный инженер завода Константин Васильевич Строганов, к слову сказать, большой поклонник автоматики, одобрил изобретение Шарова, но проследить за дальнейшей судьбой новшества не сумел. А начальник бюро станкостроения Сергей Петрович Петухов по - прежнему сохраняет позицию нейтралитета. Так оно спокойнее...

До изготовления станков - автоматов сейчас почти так же далеко, как и в тот день, когда главный инженер пообещал Шарову:

- Выделим вам в помощь пять конструкторов. Сделайте побыстрее рабочие чертежи, и заказам на детали для автоматов мы дадим «зеленую улицу»!

В помощь Шарову выделили не пятерых, а лишь двоих конструкторов, да и то из числа весьма неопытных. При всем желании они пока не могут помочь изобретателю.

А время идет. В сборочном цехе по - прежнему вручную вставляют спицы в обода, вручную завинчивают ниппели, вручную центруют колеса. По - прежнему старший мастер сборочного отделения Иван Ильич Аредов сетует на тесноту. А ведь автомат Шарова можно установить на площади, занимаемой двумя письменными столами, такими, например, как тот, за которым сидит начальник бюро станкостроения С. П. Петухов.

... На сборку и центровку одного колеса опытная работница затрачивает семь минут. Автомат Шарова эту операцию мог бы сделать за пятнадцать - двадцать секунд... Когда я записал эти цифры в блокнот, Шаров посоветовал мне:

- Подсчитайте - ка на досуге, сколько человеческого труда сберег бы наш завод, если бы автомат построили год назад...

А время все идет... Недавно на заводе заговорили о том, что в связи с необходимостью добиться полной специализации предприятия велосипеды поручат выпускать другим заводам. И тотчас же нашлись советчики: - Брось ты, Игорь, к чертям свой автомат! Пусть другие с этим делом возятся.

Но Шаров не сдается. Он верит, что автомат все же будет построен! Ведь в Директивах XX съезда партии по шестому пятилетнему плану записано: «В целях обеспечения дальнейшего технического прогресса, повышения производительности и облегчения условий труда резко усилить темпы механизации работ и внедрить в промышленность в широких масштабах автоматизацию производственных процессов». Этого требует партия. И это будет выполнено!...

Игорь ясно представляет, каким будет новый цех сборки велосипедов.

... Рабочий закладывает в бункеры спицы, втулки, обода, ниппели. Девушка - оператор, сидящая в легком алюминиевом кресле, нажимает кнопку, и автомат оживает. Механизм подачи направляет обод в сборочный колодец, стальные щупальца проверяют, нет ли заусенцев в отверстиях обода. «Убедившись», что все в порядке, автоматическая рука ставит на место втулку, нанизывает спицы. И вот возникает стальной цветок. Еще пять секунд - и колесо собрано и проверено...

На Московском автозаводе - 5 тысяч изобретателей и рационализаторов. Здесь рассказано об одном из них. Герою очерка приходится нелегко. Еще труднее добиваться успеха тем, кто не обладает одновременно и конструкторскими и слесарными способностями. На главном конвейере знают, сколько времени понадобилось слесарю комсомольцу Валентину Парамошину, чтобы доказать ценность предложенного им новшества. Знают на заводе, какую борьбу приходилось, да и теперь приходится вести в цехе нормалей наладчику Валентину Антропову, чей пытливый ум изобретателя не дает работникам технической части пребывать в дремотном состоянии.

Многим из 5 тысяч приходится очень и очень трудно.

- Что же нам делать? - разводит руками начальник бюро рационализации и изобретательства. - Нет на заводе экспериментальной базы.

О том, что ее нет, рационализаторы слышали и десять лет назад.

Экспериментальная база должна быть создана. Этого требуют интересы производства. Этого требуют рационализаторы завода. И наверняка их будет вдвое, втрое больше, если удвоить и утроить помощь людям, создающим новую технику.

Во всяком случае, будь на заводе мастерские и лаборатории, предназначенные специально для нужд рационализаторов, изобретения и другие новшества проходили бы путь от признания к внедрению без столь возмутительной волокиты. И не пришлось бы инженеру Игорю Шарову, отмечая раз в месяц карандашом на дверном косяке, как растет сынишка, с горечью думать, что дело с автоматом - ровесником Сережи - подвигается куда медленнее, чем следовало бы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Любовь должна быть гордой и чистой

Читатели обсуждают статью «Суд кончился, а споры идут и сейчас...»