Трагедия американской школы

А Прохоров| опубликовано в номере №631, сентябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

В одном из номеров американского журнала «Ридерс скоуп» появилась многозначительная статья. Автор ее писал: «Мы, американцы, должны испытывать стыд, горький, глубокий стыд. Мы катастрофически неграмотный народ. В нашей стране сегодня свыше 3 миллионов граждан избирательного возраста никогда в жизни, ни одного дня не посещали школу. Помимо этого, около 10 миллионов взрослых американцев фактически неграмотны. Им недоступны газеты, журналы, книги».

Безусловно, о плачевном положении дела народного просвещения в США знает не только журнал «Ридерс скоуп». Но, несмотря на это, правящие круги Соединённых Штатов предпочитают тратить миллиарды долларов на гонку вооружений.

В прошлом бюджетном году в США за два дня расходовалось на прямые военные цели значительно больше средств, чем на образование в течение целого года.

Но и мизерная сумма, ассигнуемая на народное образование, была урезана сенатом в текущем бюджетном году более чем на 186 миллионов долларов. Процент национального расхода, выделяемый на образование, в настоящее время значительно ниже, чем он был 20 лет назад.

Даже официальные лица вынуждены признать, что гонка вооружений крайне отрицательно сказывается на американской школе. Всё чаще слышатся заявления о кризисе системы просвещения в стране.

В США ощущается острый недостаток в школьных помещениях. Школьные классы переполнены до предела. Бывший правительственный уполномоченный по вопросам просвещения Макграт в своём годовом докладе вынужден был указать, что положение со школьными зданиями быстро приближается к «национальной катастрофе».

Недавно в связи с массовыми жалобами родителей мэр нью - йоркского района Манхэттен Роберт Вагнер произвёл обследование ряда школ. Вот что увидел Вагнер.

Здание школы на 14 - й улице построено 95 лет назад. Сейчас оно находится в полуразрушенном состоянии. Вагнер назвал эту школу «позором для города Нью - Йорка». Мэр лично убедился, что на каждой парте, рассчитанной на двух учеников, одновременно занимается по четыре человека. Зал для гимнастики в этой школе служит столовой, классом и помещением для свалки мусора.

Это далеко не единичный случай. Некий Фред Майерс, посетивший ряд учебных заведений, так описал в журнале «Ридерс скоуп»

своё впечатление от посещения одной школы:

«... В классе сидело сорок шесть детей шестого, седьмого и восьмого классов...

Когда я вошёл в класс, четырнадцать детей постарше (восьмой класс) стояли, выстроившись в шеренгу, у стола учителя. «Это урок истории США, - пояснил мне учитель. - Остальные занимаются арифметикой и письмом, пока у этих идут устные занятия». Четырнадцать учеников стояли, переминаясь с ноги на ногу, и бормотали ответы или монотонное «не знаю» в течение 30 минут. Затем их отправили по местам. К доске на урок арифметики отправился шестой класс».

Из - за недостатка школьных зданий дети подчас вынуждены учиться в помещениях, совершенно не приспособленных для занятий. Неподалёку от Сиеттла последние две года под школу используется один из угольных складов. Недалеко от Форт - Райли (штат Канзас) в школу превращена конюшня. В одном из посёлков в штате Айдахо под школу используется здание, которое настолько разрушилось, что дети могут видеть небо через трещины в стенах. Местные власти сочли разумным закрывать школу а те дни, когда дуют сильные ветры. Управление по вопросам просвещения получило недавно сообщение о том, что в одном посёлке для занятий приспособили курятник.

Но и это не предел американской «предприимчивости». Во время дебатов в конгрессе в апреле этого года сенатор Хилл указал на случай, когда дети из - за отсутствия помещения занимались в...морге. И далее он глубокомысленно констатировал, что «даже использование такого рода помещений под школы не решает проблемы, и многие школы сокращают ежедневно количество уроков».

В подобных условиях, как это официально было объявлено в сенате, занимается около двух миллионов американских школьников. А большое число детей в связи с недостатком учебных помещений совсем не посещает школы. Подсчитано, что 160 тысяч детей в возрасте от 7 до 13 лет и более миллиона детей в возрасте от 14 до 17 лет не посещают школу регулярно.

В стране наблюдается нехватка преподавателей. Журнал «Сатердей ревью» указывает, что в настоящее время для нормальной работы школы потребуется ещё 158 тысяч учителей, не считая тех, которых необходимо иметь, чтобы хоть немного уменьшить переполнение классов.

Такое положение с учителями объясняется прежде всего низкой заработной платой и тяжёлыми условиями труда. У американских учителей нет уверенности в завтрашнем дне, они не получают обеспечения в старости, не имеют права на отпуск в случае болезни. Часто материнство для женщины - учительницы связано с потерей места, если она ещё не потеряла его раньше в связи с замужеством.

Учителя в США получают мизерную заработную плату. В Детройте, например, учитель начинает с жалования, меньшего, чем у сторожа зоопарка. Правда, по истечении 7 лет работы учитель может добиться увеличения заработной платы. Но и в этом случае он будет получать меньше, чем старший мусорщик. Заработная плата же учителя - негра в 2,5 раза меньше заработной платы белого.

Один из сенаторов в апреле этого года во время обсуждения я конгрессе США вопроса о положении учителей приводил такие данные: «Из всех преподавателей в Сан - Луисе только 8 процентов не прибегают к побочной работе и содержат свои семьи на заработную плату. Остальные, проработав весь день в школе, вынуждены подыскивать другую работу ещё на 8 часов, чтобы прокормить свою семью».

Учителя в США находятся под постоянным страхом преследования. Бывший полицейский шпик, а ныне председатель комиссии палаты представителей США по расследованию «антиамериканской деятельности» Велде назвал просвещение... угрозой для США и заверил своих коллег, что целиком посвящает себя борьбе с этой «угрозой».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Великий писатель земли русской

К 125-летию со дня рождения Л. Н. Толстого