Творчество прозаиков

Г Бровман| опубликовано в номере №476, Март 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда пленарные заседания сменились работой секций и выступления ораторов уступили место взволнованному разговору о рукописях, - участники совещания предстали перед старшими литераторами в свете своих биографий и творческих особенностей. Большинство молодых писателей имеет за плечами годы фронтовой жизни или напряжённого труда в тылу. Этот опыт дал молодым писателям огромное богатство знаний и наблюдений. Поэтому неудивительно, что тематика подавляющего числа произведений, о которых шла речь в секциях прозы, связана с войной, мужеством советского человека на фронте или с великими подвигами народа в тылу. Творчество молодых писателей питают живительные соки народной жизни, поэтому мы почти не встретили повестей и рассказов отвлечённых, надуманных или не связанных с волнующими вопросами времени. Современная тема, пафос сегодняшней жизни бьёт ключом в творчестве молодых прозаиков.

Военная тематика разрабатывается в их произведениях с точки зрения сегодняшнего дня. Молодого писателя интересует не столько описание батального эпизода, сколько человек на войне, его мысли, чувства, переживания. Внимание к личности героя Великой Отечественной войны, к тем идейным побуждениям, которые лежат в основании подвига, сказывается во многих произведениях.

Сибиряк Николай Мейсак написал большой рассказ «Шестьдесят два дня». Ценность этой вещи в глубоком интересе автора к психологии советского человека, проявляющего исключительное мужество в трудных условиях фронтовой жизни.

Украинец Олесь Гончар уже опубликовал на родном языке свою первую повесть «Альпы».

На фоне боевых операций наших частей в Румынии и Трансильвании молодой писатель рисует мысли и чувства советских солдат. Человек на войне изменяется, и этот нравственный рост, это духовное обогащение советского солдата, сознающего свои силы, представляет интереснейший материал для художника.

Широкую галлерею характеров советских людей на войне дал москвич И. Северцев. Первая его повесть «Голубая лента» недавно опубликована в журнале «Знамя». Молодой автор представил на обсуждение ещё две вещи, в том число большую повесть «Рубежи». Северцев рассказывает о войне, о работе сапёров, о тружениках переднего края, о том, как жили люди в окопах. Верный глаз, хорошая наблюдательность, неплохой язык привлекли внимание к творчеству Северцева. Однако этого ещё не достаточно, для того чтобы создавать художественные произведения. Писатель должен раскрыть интеллектуальный мир своего героя. Но это как раз и составляет ахиллесову пяту многих вещей, рассмотренных на совещании.

Ленинградец С. Антонов наблюдателен, умеет по - своему увидеть и описать уже известные вещи. Посмотрите, как метко зарисован поезд в движении: «Издали стал быстро набегать лязг сцепок, и через секунду вагон дёрнуло. Дверь в соседнее купе скрипнула и захлопнулась.

Бескозырка упала с головы моряка и, как колесо, покатилась под лавку. За окном плавно проплыл станционный фонарь, на мгновенно стало светло, словно через все купе перевернулась большая яркая страница, потом сразу потемнело и всё быстрей и быстрей, стараясь попадать друг другу в такт и не попадая, затараторили колёса.... Начинало светать. Поезд шёл покачиваясь. За окном поднимались и опускались телеграфные провода» (рассказ «Лида»).

Когда С. Антонов прочитал свои новые рассказы «У шлагбаума» и «В окружении», всем слушателям стало ясно, что перед ними весьма одарённый человек. Вылепленные автором образы девушек на войне врезываются в память, настолько они свежи и оригинальны. И, однако, тут же раздались голоса критики, которая справедливо указала, что герои Антоновн живут больше ощущениями, чем мыслями, что они несколько приземлены, недостаточно одухотворены и, следовательно, обеднены. Молодой прозаик должен обратить серьёзное внимание на эту сторону творчества.

Впрочем, это даже не «сторона», а его суть, потому что речь идёт о требовании высокой идейности, которое надо предъявить всем молодым писателям, а особенно тем, кто увлекается работой только над художественной формой произведений, над языком и композицией.

О необходимости повысить идейность нашей молодой прозы много сказано было в творческих секциях. О том, что литература наша должна быть пронизана большевистской партийностью, единодушно говорили как писатели старшего поколения, так и молодые.

С этой точки зрения были подвергнуты резкой критике некоторые произведения, представленные на обсуждение. Один из участников совещания написал повесть о советском студенчестве, в которой дал искривлённый образ молодого человека. Повесть насыщена пессимистическими настроениями и даёт неверную картину жизни нашего вуза. Другой молодой литератор пишет о советской деревне, но видит в ней только корыстных людей, одержимых собственническими интересами. Таких вещей в секции было представлено мало, но и они свидетельствуют о том, что каждому молодому писателю нужно серьёзно задумываться над идейным содержанием своих произведений.

К числу важных вопросов, которые весьма оживлённо дебатировались на заседаниях секций прозы, относятся, конечно, и вопросы мастерства писателя. Участники совещания с пристальным вниманием прислушивались к советам опытных литераторов. Главная беда многих начинающих писателей заключается в недостаточно развитом зрении художника, в неуменье взглянуть на окружающую действительность своим глазом и изобразить увиденное своими красками.

К сожалению, иные молодые писатели уже успокоились на весьма скромных достижениях своей музы, не работают, не ищут, не испытывают творческой неудовлетворённости. Кое - кто из начинающих, овладев известными штампами, пребывает в идиллическом состоянии полной самовлюблённости. Дружеская, но суровая критика на секциях, надо думать, подействовала на таких товарищей отрезвляюще.

На секции прозы, которой руководили К. Паустовский и я, обсуждалась книжка о войне, изданная в одном из крупных городов нашей страны. Это были наспех сделанные записи, в которых большие события выглядели весьма обеднёнными, а люди напоминали геометрические фигуры; язык этой книги был крайне невыразителен, беден по словарю, неряшлив.

Любопытно, однако, что автор пребывал в полном убеждении, что привезённая им книга составляет открытие. Весьма товарищеский, но очень строгий разговор на секции как будто открыл автору глаза на свою работу и, будем надеяться, заставит его в дальнейшем по - иному относиться к писательскому труду. Печально то, что некоторые редакции и издательства не проявляют должной требовательности к молодым литераторам и, таким образом, питают их необоснованные иллюзии.

В беседах об искусстве писателя выступавшие касались вопроса о знаниях, об образовании, которые играют огромную роль в судьбе литератора. Несомненно, что общий уровень знаний и культуры многих молодых писателей недостаточно высок. Иные это сами чувствуют и откровенно в этом признаются. Поэтому предложение о том, чтобы зачислить молодых писателей, живущих на местах, на заочное отделение Литературного института, было встречено с одобрением.

Подводить итоги такого своеобразного совещания сейчас ещё рано. Творческие результаты скажутся, разумеется, позднее. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что инициатива Центрального комитета ВЛКСМ увенчалась полным успехом. Молодые писатели встретились в серьёзном дружеском разговоре с мастерами старшего поколения. Литературная общественность столицы узнала ряд неизвестных доселе имён талантливых молодых прозаиков (кроме уже упомянутых можно назвать Б. Порфирьева, Ю. Капусте, А. Ференса, Г. Свирского, Ю. Сотника, В. Ревунова, В. Тендрякова, Л. Кривенко). С. Я. Маршак, подводя итоги работы секции детской литературы, отметил, что лучшую прозу для детей в этой секции дали студенты литинститута С. Перфильева, И. Дик и А. Белянинов.

Будущее покажет, какие ещё страницы прозы напишут молодые товарищи. Ясно, однако, что та идейная и творческая «зарядка», по выражению одного из ораторов, которую молодые литераторы получили на совещании, даст положительный эффект.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о судьбе эсерки Марии Спиридоновой, проведшей тридцать два из своих пятидесяти семи лет в местах лишения свободы, о жизни и творчестве шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, лауреата Нобелевской премии по литературе, чья сказка известна всем нам с детства, об одном из самых гениальных  и циничных  политиков Шарле-Морисе Талейране, очерк о всеми любимом талантливейшем актере Вячеславе Тихонове, новый остросюжетный роман Георгия Ланского «Право последней ночи» и многое другое…

Виджет Архива Смены