О передаче творческого опыта

А Брыкни| опубликовано в номере №214, январь 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

В ней еще много от Маяковского - лефовца, многое, от чего сам В. В. позже отказался. В основе ошибочных утверждений Маяковского лежат лефовские теории литературы, факты неверного понимания злободневности и т. д. В «Письме Равича и к Равичу» и в ряде других выступлений (устных и письменных) В. Маяковский по - формалистски рассматривает задачи искусства, методы творчества. Но уже незадолго до смерти, вступая в РАПП, В. В. заявил: «Леф - это эстетическая группа, которая приняла нашу борьбу как факт, как таковой, и сделала из революционной литературы замкнутое в себе новое эстетическое предприятие». В речи в райдоме комсомола Красной Пресни 20 марта 1930 г. он категорически заявляет: «мы должны, не снижая своей техники, работать исключительно на рабочего читателя». Здесь же он по - новому ставит вопрос о классиках и т. д.

В статье «Как делать стихи» В. В. дает ценнейшие указания о своем творчестве, вскрывает связь формальных приемов с их идейной направленностью. В. Маяковский рассказывает о своей работе над стихотворением «Сергею Есенину».. Перед нами - лаборатория поэта. Маяковский показывает, как, беря соответствующую установку: парализовать действие есенинских стихов, «противопоставить легкой красивости смерти другую красоту - красоту социального преобразования мира, он строил свое стихотворение, подбирал словесный материал в соответствии с этой установкой. Работа над звуковой стороной стихотворения, подбор рифм, образцы, аллеитерации и т. д. - все подчинено целевой установке стиха.

Статья эта, вводящая в лабораторию творчества, очень много даст и в овладении техникой стиха, в работе над словом. В книге Маяковского нет поэтических рецептов. Она дает ценный материал для уяснения работы поэта, неразрывной связи творческих приемов с направленностью произведения.

Владимир Ильич так характеризировал творчество Горького: «Горький безусловно крупнейший представитель пролетарского искусства, который много для него сделал и еще больше может сделать». Эту оценку В. И. Ленин повторял неоднократно. Горький - боевой страстный публицист, активно откликающийся на «злобу дня», превосходно сочетающий работу над большими художественными обобщениями эпохи с горячим откликом на сегодняшний день, на текущую практику классовой борьбы.

В книге - две беседы А. М. с рабочими - ударниками, призванными в литературу. Наша литература отстает, нужно показать действительность во всей ее полноте и многообразии. И А. М. подчеркивает, что «нужно учиться давать синтез, не отрывки и клочья. Нужно широкое обобщение, большие картины. Отсюда неизбежна и необходима серьезная учеба» (стр. 6).

И Горький, выдвигая перед ударниками ряд важнейших тем, рассказывает, в каком разрезе нужно их разрабатывать.

Исходя подобно Д. Бедному из ленинской формулы об искусстве для миллионных народных масс, а не для кучки избранных, Горький говорит ударникам: «это обязывает вас к строгой работе, к честному отношению к слову, к яркости, ясности, ко всем тем приемам, посредством которых вы наиточнее передадите ваш опыт, ваши впечатления многомиллионному читателю».

Горький подробно останавливается на учебе у классиков, на критическом усвоении классиков. Давая ряд ценнейших указаний об учебе у классиков, А. М. отделяет, разрывает форму и содержание. «Нужно говорить не о методе, а о технике». Так критическое усвоение творческого метода сводится к одной технике. Совершенно верно, что, «поскольку он есть художник, постольку от него, несомненно можно научиться полезному», литературной технике и т. д., но нужно ведь уметь и критически преодолевать чуждые нам идейную направленность, мировоззрение, мораль и т... д., которыми обусловлена техника писатели, ЗАбыть об этом, значит пойти на некритическую учебу у классиков.

В заключение М. Горький кратко говорит о своей творческой лаборатории: о накапливании материала, профессиональной наблюдатель» кости, о художественных обобщениях, о работе над языком.

Серия «За большое искусство большевизма» при всех своих крупных недостатках сыграет чрезвычайно положительную роль, передав творческий опыт старшего поколения пролетарских писателей рабочим - ударникам.

Необходимо издать книги о творческом опыте Д. Фурманова, А. Серафимовича, Ф. Панферова, В. Ставского, А. Безыменского и др., снабдив их соответствующими развернутыми статьями о творческом методе этих писателей, помогая критически усваивать их опыт.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Хороше начало

О книжке «В. И. Ленин и шахматы», М. С. Когана. ОГИЗ, «Физкультура и туризм», 1932 г., стр. 48, цена 25 коп.)