В Ярославле строится резино-асбестовый комбинат. Это одна из 518 новостроек, которые должны быть пущены в 1931 г. Кроме того, это одна из 19 сверхударных новостроек. В Ярославле с резино - асбестовым комбинатом обращаются запросто. Ярославляне величают его просто «Резинкой». Но эта «Резинка» грандиозна. Она сотрет из ведомостей нашего импорта цифры, обозначающие количество золотых рублей, затрачиваемых на ввоз каучуковых и асбестовых изделий.
На строительство и монтаж комбината ассигновано 270 млн. рублей. Стоимость годовой продукции будет равна миллиарду. Заводы комбината будут максимально механизированы и оборудованы по последнему слову техники. Оборудование - советское и американское. Более 20 тысяч рабочих будут работать в комбинате. Комбинат снабдит нашу автотракторную промышленность шинами и асбестовыми частями, а один из заводов комбината - подошвенный - в первый же год пуска обеспечит половину населения Союза доброкачественными резиновыми подошвами. И автомобили, и люди будут благодаря комбинату «на резиновом ходу». Главным заводом комбината будет шинный завод. По выпускаемой продукции (6,5 млн. шин в год) он займет первое место в Европе и второе в мире.
Не меньшее значение в деле избавления от иностранной зависимости сыграют асбестовый и винтильный заводы. С введением их в строй мы полностью обеспечим нашу автотракторную промышленность асбестовыми изделиями, и винтилями для камер автошин. Целый ряд заводов будет иметь подсобное значение. Таковы кордный и регенератный заводы. Корда - это крученая хлопчатобумажная нить. Из нее изготовляется каркас шины. 17000 тонн - вот запроектированная годовая продукция кордного завода. Регенератный, завод - это завод, перерабатывающий утиль. Старые калоши, дырявые шины, клочки камер и т. д. будут перерабатываться в особую массу - регенерат. Из регенерата шинный завод изготовит шины, а подошвенный - подошвы и каблуки. 19 000 тонн годовой продукции ставят регенератный завод на первое место в Европе. Паром и электроэнергией комбинат обеспечит постройку тепло - электроцентрали. По своей мощности она будет равна Волховстрою. Комбинат имеет три торфяных болота с запасом торфа в 20 млн. тонн. Из этого запаса ТЭЦ ежесуточно будет «съедать» 480 вагонов торфа, давая взамен 4 млн. тонн пара и 360 млн. киловатт-часов в год.
Вокруг комбината развернуто жилищное и культурное строительство. Строится целый город, а котором будут жить 30 000 человек. Сейчас стройка комбината имеет глубокий прорыв. Прорыв обусловливается плохим снабжением строительными материалами и оборудованием, запаздыванием чертежей, недочетами в части расстановки и использования рабочей силы и подчас неумением общественных организаций использовать энтузиазм рабочих.
Можно было бы составить длиннейший список поставщиков «Резинки», не выполняющих своих обязательств. Таких поставщиков около трех десятков. Лесозаводы, ж. - д. станции, металлозаводы, фибровые фабрики, стромсоюзы - все эти поставщики как бы соревнуются на невыполнение заказов.
Особенно интересно, как Иваново - вознесенский завод трансмиссий «изготовлял» трансмиссионные валы. Дело произошло примерно так.
При заказе завод трансмиссий гордо заявил:
- Сделаем в неделю! Но гоните нужный прокат и... 15 ящиков гвоздей. А уж мы вам со всеми деталями валы состряпаем.
С трудом достали в Москве нужный прокат и гвозди. Дали заводу трансмиссий. Прошел установленный срок заказа.
- Ну, давайте валы.
- Какие валы? - удивляется завод трансмиссий.
- Наши, на которые мы вам материал давали.
- А - ааа... видите ли, м - мм... того - этого... не готов ваш заказ, и вообще мы ваши материалы употребили для других заказов. Вот. Так «выполнил» Иваново - вознесенский завод трансмиссий заказ сверхударной постройки (взяв в качестве «премии» 15 ящиков гвоздей). Нехорошо и с чертежами. Запаздывают чертежи. Иногда на 2,5 месяца.
Так, например, ТЭЦ должна была быть построена в этом году, а чертежей не было еще и в июле.
Энтузиазм рабочих не всегда подхватывается заводскими организациями. Был такой случай. 18 сентября шел проливной дождь. Несмотря на это, бригада Анны Куженкиной работала на выгрузке земли с шинного завода, и бригада Ивановой спасала гравий от возможного затопления на берегу Волги. По трудовому кодексу работа на открытых местах во время дождя не производится, и такие простои рабочим оплачиваются.
Этот исключительный героизм работниц не был подхвачен общественными организациями, не был показан всем рабочим постройки. Бригады Куженкиной и Ивановой не были даже премированы.
Все это вместе взятое, а главным образом недостаток стройматериалов, затормозили постройку.
В связи с этим перед комбинатом во весь рост встает вопрос о паре и электроэнергии. ТЭЦ даст и то и другое только в мае 1932 года.
Вопрос этот временно разрешается так: паром комбинат будет обеспечен своей временной котельной - 8 тонн в сутки - и договором с СК, который даст 20 тонн пара в сутки. А электроэнергию комбинат получит от ЯрГРЭС и ИвГРЭС. Некоторые затруднения с электроэнергией будут в декабре. Но к январю эти затруднения будут ликвидированы.
Сроки строительства и пуска отдельных заводов комбината пересмотрены на основе всех возможностей, которыми постройка сейчас располагает.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.