Годов дорожные столбы

Евгений Долматовский| опубликовано в номере №1319, май 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

На третий день к вечеру вернулись с дачи хозяева квартиры. Мама Дыховичного очень хвалила нас за аккуратность. Такие хорошие у Володи товарищи! Все содержали в порядке, на кухне мыли посуду, а помои, которые она забыла в кастрюле на полу, убрали и кастрюлю вычистили.

В 1942 году Симонов впервые получил квартиру в доме 25 на Ленинградском шоссе. Я как раз приезжал тогда на побывку в Москву и оказался на новоселье. Симонов в одном из тостов вспомнил наши первые три дня в отдельной квартире:

– Такого вкусного супа мне больше едать не приходилось!

Выбор имени «парню из нашего города»

Большая и неуклюжая писательская дача в поселке Переделкино была несколько перестроена, разгорожена на клетушки и названа Домом творчества. Особой популярностью тогда дома творчества еще не пользовались, и мы без унижений получили путевки, поселились в соседних комнатах и засели за сочинение пьес. Поскольку задуманы были пьесы о войне, в самом начале работы мы провели деловое совещание, на котором распределили зоны влияния.

Дело в том, что главным героем еще не написанных пьес должен был стать человек нашего поколения, то есть выросший в советское время и оказавшийся на войне. За плечами Симонова были Халкингол и освободительный поход в Западную Белоруссию, а за моими – тот же поход и война с белофиннами. Мы рассказали друг другу столько об увиденном да и вместе повидали так много нового и неожиданного, что возникла опасность появления схожих ситуаций в будущих пьесах.

Рассказали друг другу замысел, и Симонов со свойственной ему практичностью определил:

– Мой герой – кадровый командир, посвятивший себя с юности военному делу, гарнизонной жизни, училищу, выполнению заданий командования. А твой герой – штатский-прештатский, гражданин, которому приходится надевать шинель, чтобы после окончания военных действий снова ходить в пиджачке. Это совершенно разные персонажи. Поскольку фон у нас может оказаться одинаковым (скажем, та осень, которую мы видели при походе в Западную Белоруссию), важно, чтоб герои были разные. Я беру себе кадрового военного героя, а ты уж веди линию приписного штатского.

Меня вполне устраивало такое распределение, мне был интересен именно штатский герой. У Симонова, выросшего в семье военного, был иной кумир.

Мы пришли к соглашению и засели за работу. Работали не вставая с рассвета часов до семи, а потом шли к Александру Афиногенову играть в «маджонг» (сейчас увлечение этой игрой прошло; смутно помню это китайское, красиво разрисованное лото, кубики из слоновой кости...). Играл Симонов вдумчиво, как говорят шахматисты, в комбинационном стиле. Но это была единственная игра, за которой я его видел. Он считал игры пустым времяпрепровождением, а если включался в игру, то рассматривал ее как ребенок модель: как ходят фигуры, в чем секрет победы. С Афиногеновым, который был немного старше нас, но уже в ту пору стал знаменитым драматургом, мы подружились легко и случайно. У него был (в ту пору редкость!) малолитражный автомобиль, он однажды подвез нас из Дома творчества в Москву, пригласил заглянуть на чаек, отсюда и пошли почти ежевечерние встречи.

При одном из чаепитий Симонов довольно подробно и обстоятельно изложил фабулу своей пьесы. Афиногенов был в восторге:

– Костя, ты сам не понимаешь, какая будет пьеса: еще никто не вывел на сцену воина наших дней. Были люди гражданской войны, была «Слава» Виктора Гусева, была условная война в «Последнем решительном» Всеволода Вишневского. Но Испания, Халкин-гол! Это удивительно!

Заговорили о главном герое. Симонов прочитал стихи, которые мне и тогда казались и теперь видятся как замечательные, из книги «Соседям по юрте».

Еще до Великой Отечественной Симонов напечатал эту вещь, назвав ее главами из поэмы «Родина». В собрании сочинений она – в разделе поэм и называется «Далеко на Востоке». Я считал еще тогда и уверенно утверждаю ныне, что главы из поэмы «Родина» – образец военно-патриотической поэзии.

А что касается творчества самого Симонова, то в этой поэме уже тогда был заложен образ всех будущих героев стихов, поэм, романов, пьес и очерков: кадрового командира, «военной косточки». Таких людей искал и находил Симонов на Великой Отечественной, влюбленно писал о них. В главах из поэмы «Родина» герой-танкист назван Денисовым. Афиногенов, прослушав стихи, предложил и в пьесе сохранить фамилию. Но Симонов опасался, не возникнет ли у читателя по ассоциации и в связи с недавно опубликованными его историческими поэмами неожиданно и некстати образ Дениса Давыдова.

— Ну, хорошо, а какое имя вы дали «парню из нашего города»?

— Сергей.

— Есть еще фамилии у действующих лиц или только имена?

— Есть. Но Сергей пока без фамилии. Никак не придумывается.

— Можно оставить другим героям только имена?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Комсомольско-молодежные коллективы: диалектика развития

Речь Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева на XVII съезде профсоюзов вызывает энтузиазм, новый трудовой подъем комсомольцев, советской молодежи, всего нашего народа