Выстрел из прошлого

Анатолий Жаренов| опубликовано в номере №1202, июнь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Повесть

Следователь с участковым инспектором прибыли на старый кордон, когда солдаты уже очистили поляну от мелколесья. С ними приехал и лесник – коренастый мужик лет пятидесяти пяти, I седой, но с лицом румяным, как помидор, и таким же гладким. За всю дорогу 1он вымолвил лишь одно словечко: «Удумали». Зато курил беспрерывно. Курил он какую-то удивительно ядовитую смесь самосада с сигаретным табаком, самокрутки завертывал в палец толщиной, и стреляли они, как поленья. «Ты уж переходил бы на опилки», – сказал Миша, когда уголек из лесниковой самодельной сигареты угодил ему за воротник. Мужик не отреагировал, но, видно, фраза эта его задела, потому что, вылезая из машины, он вроде бы ни с того ни с сего проворчал: «Небось, не подожгу».

– Доходит, как до того верблюда, – сказал Миша. – Он и за год поляну не разметит.

Но мужик, хоть и думал туго, действовал не в пример проворнее. Через час поляна была затянута шнурами, и мужик по-прежнему немногословно, но толково объяснил, где стояли дом, сарай, погреб, где находился огород, а где сад. Потом уселся в сторонке на пенек и занялся кисетом с гремучей смесью. Солдаты лениво разобрали лопаты. Молоденький, новенький, блестящий, как только что отчеканенная монета, лейтенант деловито осведомился у Кириллова:

— Будем начинать?

— Пожалуй, – согласился тот, подумав, что нет смысла дожидаться приезда комиссии и экспертов. Будет даже лучше, если они подольше задержатся. Ему уясе изрядно надоели недоверчивые взгляды и вопросы типа: «А тут ли, Кириллов? Ведь если что и было, так оно могло быть в любом другом месте».

Да, «оно могло быть в любом другом месте». Но было здесь – в этом он уже перестал сомневаться. Он верил в Мямлина. И он поверил в Гришу-дурачка, поведение которого – учитывая разыгрываемые им мистерии, – стало наконец понятно. Мямлин был первым человеком, разгадавшим то, мимо чего проходили многие умные люди. Кириллов, правда, не знал, что подтолкнуло Мямлина к разгадке. Но то, что он первым увидел в Грише свидетеля давнего преступления, представлялось несомненным. Впрочем, как свидетель Гриша был бесполезен. И Мямлин понимал это и был осторожен. Едва ли удалось бы Мямлину добиться того, чего добился Кириллов. Организовать раскопки в лесу было не так-то просто. И все-таки добился этого Мямлин – смертью своей добился...

Лейтенант построил солдат и снова подошел к Кириллову. Лейтенанту были нужны указания.

– Огород и сад пока исключим, – решил Степан Николаевич, оглядывая поляну, расчерченную

шнурами на прямоугольники и квадраты. – Дом и надворные постройки тоже оставьте в стороне. А вот двор...

Двор был огромен. Одним концом он примыкал к лесу. Когда-то примыкал. Когда еще был двором... Когда тут разыгралась трагедия... Через пять лет после нее в дом вернулся лесник. И прожил в нем около девяти лет.

– Миша, позови лесника,- – сказал Кириллов инспектору, стоявшему рядом.

Румяный старик неохотно сполз с пенька и приблизился, треща самокруткой. Вряд ли он умел читать мысли на расстоянии. Но он был догадлив.

– От леса идите, – сказал он. – Помойки там были. Кроме как в помойках, нигде не должон быть.

Он имел в виду труп. Вернее, то, что могло остаться от трупа. Помойки здесь не чистили. Просто засыпали землей.

И они пошли от леса...

Это был тяжелый труд, но не бесполезный. К пяти часам дня все было кончено. Члены комиссии, прибывшей к этому времени, окружили яму. Закла-цал затвором фотограф.

В яме лежал- скелет, окруженный ржавыми жестянками из-под консервов, осколками бутылок, какими-то истлевшими лохмотьями. Поперек грудной кости, чуть наискось, уходя концами в не вынутую еще землю, свисала тонкая черная цепочка.

Миша Востриков шумно дышал за спиной Кириллова. Тот оглянулся и тихо сказал:

— Доставь-ка сюда Семена Спицына. Побыстрее и без шума. Так, чтобы в Нылке никто ни сном ни духом... Понимаешь?

— Понимаю, – сказал Миша.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены