Совершеннолетие

  • В закладки
  • Вставить в блог

Конечно же, взрослые постоянно помогают ребятам, но делают это тактично, ненавязчиво, стараясь всемерно поддержать живущее в каждом ребенке стремление к самостоятельности.

Здесь, на кубинской земле, мы увидели, как развиваются идеи А. С. Макаренко, который еще в сороковом году писал: «Перед ребенком должна быть поставлена некоторая задача, которую он может разрешить, применяя то или другое трудовое средство. Важно то, что ребенку должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств, и он должен нести некоторую ответственность и за выполнение работы и за ее качество».

У этих ребят, работающих на школьной сельскохозяйственной плантации, есть свое – и очень важное – дело. И это рождает в них чувство собственного достоинства, сознание того, что они, так же, как и взрослые, участвуют в создании новой жизни.

– Мы стараемся работать как можно лучше, – сказала ученица четвертого класса Елена Росалес, – потому что знаем: наша работа необходима стране. Мы тоже помогаем развивать экономику Кубы.

Работают школьники в две смены. Первая группа приезжает на плантацию около восьми часов утра, а в одиннадцать возвращается в поселок, в школу. Вторая группа прибывает после обеда. Эти ребята работают с двух часов до пяти.

Луис Кайдо достал из кармана потрепанный рабочий блокнот.

– В нашем распоряжении 2,4 гектара, – говорит он. – Земля под культуры распределяется таким образом: 0,7 гектара занимает перец, 0,5 – огурцы, 0,7 – бобы. Остальное – под паром... На плантации выращивают также помидоры, папайю, другие сельскохозяйственные культуры...

Ребята угостили нас плодами своего труда. И все – от привычных помидоров и огурцов до экзотической, приторно сладкой папайи – вызывало наше восхищение и своим видом и, разумеется, вкусом. Дети радостно и чуть смущенно улыбались в ответ на наши похвалы. А в их лицах читалось: «Мы рады, что вам все это нравится. Но так ведь и должно быть. Разве можно работать иначе?»

А затем директор распорядился, чтобы нам показали коллекцию сельскохозяйственных вредителей, собранную ребятами.

На большом листе картона приколоты булавками десятки разнообразных насекомых. Аккуратные надписи, краткие пояснения...

– Все наши школьники занимаются в сельскохозяйственных кружках. Практические занятия, как видите, проходят на плантации, – говорит Елена. – Мы не только узнаем здесь, как выглядят и как называются те или иные насекомые. Мы изучаем особенности их развития, жизни.

Фруктами и овощами, выращенными на плантации, школа обеспечивает не только своих учеников. Часть урожая поступает в другие школы, часть – в специальный центр, который занимается реализацией сельскохозяйственной продукции. А на вырученные деньги школа дополнительно приобретает книги и учебные пособия.

Ребята провели нас по плантации, а потом под раскидистым деревом устроили небольшой концерт. И когда кто-то из нас заметил, что завидует их умению танцевать, нас всех сразу же потащили в круг. И все мгновенно превратилось в танец. Танцевали дети, цветы, облака... Это был танец-игра, танец-радость, танец-надежда, который подарила всем своим детям свободная Куба И снова нам вспомнились слова А. С. Макаренко:

«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими».

Глава третья

Остров сокровищ

Я тоже отправляюсь в море! Я отправляюсь в море на шхуне с боцманом, играющим на рожке, с матросами, которые носят косички и поют песни я отправляюсь в море, я поплыву к неведомому острову искать зарытые в земле сокровища!

Попутный ветер старался во всю, «Испаньола» стремительно летела на юго-запад, к морям Флинта к морям корсаров и пиратов, и Джим Гокинс вспоминал рассказы Билли Бонса, «ужасные рассказы о виселицах, о пытках, о шторма», о пиратах Карибского моря разбойничьих гнездах и разбойничьих подвигах». Машина проскочила Нуэва-Херону, главный город острова Сокровищ, остались позади ажурная вязь строящейся электростанции, невысокий купол планетария, и слева и справа – зеленый ковер, высоченные королевские пальмы, то затевающие хоровод, то убегающие друг от друга, строгая геометрия темно - зеленых апельсиновых, лимонных и грейпфрутовых деревьев, новенькие корпуса школ-интернатов, еще, кажется, пахнущие свежей краской. Имени Владимира Комарова, советского летчика-космонавта. Имени Клары Цеткин, пламенной немецкой революционерки. Имени Тупак Амару, героя освободительной борьбы перуанского народа. Четыре с небольшим десятка километров по дороге, напоминающей путь по африканской саванне, и мы – на другом краю острова.

У входа в отель нас встречает пират в красном колпаке и со шпагой за поясом.

Мы узнали его, конечно же, сразу. Ну как было не узнать О'Брэйена, того самого зловещего пирата в красном ночном колпаке, который с кортиком в зубах лез через частокол, окружавший лагерь под командованием капитана Смоллетта, того О'Брайена, который остался на «Исланьоле» вдвоем со вторым боцманом Израэлем Гендсом, служившим некогда у Флинта канониром.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Революция, молодежь, будущее

Член Центрального Комитета Коммунистической партии Кубы, первый секретарь Национального комитета Союза молодых коммунистов Кубы Луис Орландо Домингес отвечает на вопросы главного редактора журнала «Смена»

Будто снова...

Рассказ

Хвост змеи

Рассказ