Как научиться плавать

А А Жемчужников| опубликовано в номере №12, июль 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

МЫ СВИДЕТЕЛИ, как каждое лето гибнут десятки тысяч человек, гибнут в воде.

Гибнут по большей части дети и молодежь. Отсюда вытекает насущная потребность борьбы с этим бедствием. Одним из самых главных способов борьбы - является обучение широких рабочих масс плаванию.

Это, прежде всего - одно из наиболее сильно влияющих на наше тело физ. упражнений. Движения пловца в воде, заставляющие работать все мышцы тела, являются хорошей гимнастикой. Давление воды на грудную клетку дает сильное упражнение дыхательным мышцам. Сопротивление воды нашим движениям массирует нашу кожу и, наконец, температура воды укрепляет нашу нервную систему.

Здоровые люди лет с 20 переносят многочасовое пребывание в воде безо всякого для себя вреда.

Наиболее благоприятная температура воды для плавания - 16 - 17°.

Не следует идти в воду с возбужденным дыханием и пульсом (напр., после бега, борьбы). Пот же не является препятствием для купания и распространенное мнение, что вредно входить в воду вспотевшим, - неверно.

В настоящее время существует пять правильных способов плавания: а ля брасс (типа лягушки), на спине, на боку, треджен, кроль (или крауль).

Первый из них «а ля брасс» - наиболее распространен при обучении плаванию в Европе. Преимуществами этого способа являются удобное положение тела (на груди), при этом во время плавания пловцу видно все происходящее в воде впереди и с боков. Это имеет значение при плавании в местах с большим движением лодок и при плавании на состязаниях. По стилю «ля - брасса» начинается с исходного положения, которым считается момент, когда тело пловца с сомкнутыми ногами выпрямлено, руки вытянуты вперед и касаются друг друга кистями. По счету «раз», - руки разводятся в стороны и, не дойдя до линии плеч, сгибаясь в локтях, подводятся кистями под подбородок пловца. Это сгибание производится на счет - «два». Ноги, бездействовавшие на «раз», на «два» сгибаются в тазобедренных и коленных суставах так, что фигура пловца напоминает человека, сделавшего глубокое приседание с сильно развернутыми в стороны коленями. Затем, ступни, бывшие до окончания этого движения сомкнутыми, до максимума разводятся в стороны и тотчас начинается движение - «три»; руки быстро выносятся вперед в исходное положение, а ноги сильным движением разбрасываются широко в стороны. После чего без всякой задержки, как бы продолжая предыдущее движение, также сильно сводятся к средине (счет «четыре»), возвращаясь в исходное положение. Здесь желательна пауза в движениях, при хорошем толчке ногами, даже довольно продолжительная, называемая «выдержкой». Дальше цикл начинается снова. При всех движениях руки и ноги работают под водой и не должны появляться на поверхности. Стиль этот наиболее пригоден при плавании на большое расстояние.

Стиль на спине имеет со стилем «а - ля брасс» общее движение ногами. Руки же выносятся над водой одновременно вверх и за голову и вместе с толчком ногами делают длинный гребок, напоминая работу весел. Изучив этот стиль можно прекрасно отдыхать на воде. Способ «на боку» (оверарм) довольно часто применяется пловцами, не прошедшими никакой школы. В основе стиля работа верхней руки должна выноситься над водой (оверарм), во время движения в воздухе руки сгибаются в локте и проходят кистями вдоль туловища, а не описывают длинной полуокружности, как это делают руки при «саженках». Ноги делают «ножницы», - нижняя нога сгибается в колене и отводится назад; верхняя, почти не сгибаясь, немного отходит вперед, после чего обе сильным ударом соединяются вместе. Толчок ногами совпадает с моментом окончания гребка верхней руки и вытягиванием вперед нижней. В этом положении возможна небольшая «выдержка». Голова должна быть наполовину опущена в воду, и чем глубже она погружена, тем лучше, так как это позволяет телу лежать горизонтально, что необходимо для избежания лишних напряжений и сопротивлений. Неудобство этого стиля: - не видно, что делается со стороны спины.

Стиль «треджен» является наиболее экономичным с точки зрения механики движения, дает большую скорость и применим как на короткие, так и на длинные дистанции (100 - 3000 метр.). Руки в нем обе выносятся над водой так же как при плавании на боку, сгибаясь в локте и проводя кисти ближе к корпусу. Во время работы какой - нибудь (правой или левой) руки, тело поворачивается на бок, и ноги делают ножницы, как при оверарме. Во время работы другой руки тело лежит на груди. Голова опущена в воду и только при переворачивании на бок лицо показывается на воде и делается выдох и вдох, при чем затылок и большая часть головы остаются погруженными.

Способ «кроль» - способ, дающий наибольшую скорость.

Тело в нем, как и при «треджене», лежит на груди лицом вниз. Руки обе над водой переносятся в воздухе возможно скоро, так что передняя рука начинает работу, когда задняя еще не окончила гребок. Ноги делают ряд мелких ударов, производимых не голенью, а всей ногой от тазобедренного сустава, и не взбулькивая на поверхности воды. Таких ударов производится три или даже четыре на один гребок руки. Через 2 - 6 гребков руки, тело несколько переворачивается на бок и берется дыхание, как при «треджене». Короткие дистанции (25 - 50 метр.) проходятся на 2 - 3 - х дыханиях, при более длинных (100 - 400 метр.) лучше брать дыхание каждый раз под какую нибудь одну руку, как при «треджене».

Ныряние нельзя отнести собственно к физической культуре. Польза энергичной работы в течение нескольких десятков секунд при задержанном дыхании весьма сомнительна. Поэтому ныряние можно рекомендовать лишь как прикладное занятие, необходимое в дальнейшем при спасании утопающих. Особенно осторожным нужно быть при нырянии с подростками и вообще с ослабленными субъектами.

Более привлекательным отделом плавания являются прыжки в воду с высоты. Первоначальное обучение ведется с высоты 1 метр. Наиболее простыми видами прыжка будут прямой прыжок и ласточка. При прямом прыжке прыгающий, стоя на краю плота (площадки, вышки и т. л.), соединяет руки вытягиванием над головой, защищая ее таким образом от удара об воду, и начинает падать вперед. Когда тело несколько отклонилось вперед, делается толчок ногами и прыгун, описав дугу, входит в воду вниз головой. Если толчок будет сделан слишком рано, когда тело еще не приобрело нужного угла падения, возможно падение на живот, чего, конечно, следует избегать.

Прыжок «ласточкой» состоит в том, что прыгун, сделав взмах руками назад, прыгает, выбрасывая их вперед, разводя их затем в воздухе в стороны. Перед входом в воду руки соединяются вместе перед головой.

При всех прыжках ноги должны быть совершенно вытянуты и сомкнуты.

Наконец, несколько слов о ватер - поло. Игру эту мало знают и потому не придают ей того громадного значения, которое она имеет.

Значение это - агитационное. Зрелище игры в мяч на воде настолько увлекательно, что пробуждает желание плавать даже у людей, избегавших до этого воды.

На расстоянии 30 метров на воде стоят двое ворот футбольного типа, высотой в один метр и шириной в 3 метра. Команды, по 7 человек каждая, с шапочками на головах по цвету команды, беспрерывно плавая, проводят на воде все те комбинации обводки и пасовки, которые мы привыкли видеть в футболе и баскетболе. Шаткость почвы, на которой сражаются игроки, каждую минуту приводит к неожиданным случайностям и разнообразит игру. Короткие хавтаймы (2 х 7 минут), безусловно, исключают возможность возникновения каких - либо неблагоприятных последствий. Та организация, которая хочет на деле широко привлечь к плаванию массы трудящихся, должна начать с организации ватер - поло. Все подробности об игре можно найти в «Сборнике правил и программы по водному спорту». Изд. Высшего и Московского Советов Физической Культуры М. 1924 г.

В заключение нужно сказать о том, как бороться с судорогами. Их появление зависит от постоянного напряжения какой - либо одной мышцы или целой группы мышц. При плавании работа каждой мышцы каждые 1 - 2 секунды сменяется отдыхом очень коротким, но все же достаточным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены