Над чертежами завтрашнего дня

Владимир Луцкий| опубликовано в номере №1104, май 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Комсомол — давний друг трудовых резервов. О большой работе ВЛКСМ в системе профтехобразования подробно рассказал на заседании комиссий секретарь ЦК ВЛКСМ Борис Николаевич Пастухов. 1 700 тысяч членов ВЛКСМ — это сила, способная серьезно помочь в дальнейшем улучшении воспитания и обучения молодой смены рабочего класса. Мы поддерживаем развернувшееся сейчас в училищах соревнование: «Сегодня — отличник учебы, завтра — передовик производства, новатор, ударник коммунистического труда». Хорошим стимулом, нам думается, будет и значок «За отличную учебу», и переходящие Красные знамена, и премии Ленинского комсомола, которые учреждены ЦК ВЛКСМ для поощрения отличившихся в учебе, соревновании, техническом творчестве.

В училищах найдены разнообразные формы работы. Надолго в памяти у ребят остается первый урок в новом учебном году. И очень хорошо, что он проводится в форме Ленинского урока.

— За два прошедших года в ряды рабочего класса влилось более 3,5 миллиона юношей и девушек. Для многих из них диплом училища стал дорогим пропуском в заводскую проходную. Но, как известно, в проходной есть «вход» и «выход».

— Большинство выпускников профтехучилищ добросовестно трудятся на предприятиях, стройках, в совхозах и колхозах. Но еще велика текучесть. Причин здесь много. Назову лишь некоторые. Это невнимательное отношение к нуждам молодых рабочих. Выборочная проверка, проведенная Государственным комитетом профессионально-технического образования Совета Министров РСФСР в прошлом году, показала, что каждый семнадцатый выпускник использовался не по специальности, каждый двадцатый принят на работу по незаконно сниженному квалификационному разряду. Члены комиссии, естественно, были обеспокоены таким отношением к молодым рабочим и поставили вопрос об усилении контроля за соблюдением руководителями предприятий, строек, совхозов и колхозов законодательства о труде.

Большое внимание и заботу должны проявить о выпускниках комсомольские организации предприятий, строек, колхозов и совхозов. Прав у них много. Сошлюсь хотя бы на Постановление ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи». Там записано, что все вопросы, связанные с учебой, трудом, бытом и отдыхом молодежи, должны решаться совместно с комсомольскими организациями.

Но текучесть также свидетельствует о недостатках в учебно-воспитательной работе. Их надо устранять как в училищах, так и на предприятиях, куда поступают выпускники. Министр легкой промышленности СССР Н. Н. Тарасов рассказал о мерах, которые были приняты. В частности, на предприятиях легкой промышленности введены в штаты инструкторы, в обязанности которых входит работа с выпускниками ПТУ. Большую роль играют наставники — кадровые рабочие.

— На заседании комиссий обсуждался широкий круг проблем. Все они, безусловно, важные. На каких из них было особенно сосредоточено внимание?

— Пожалуй, на развитие учебно-материальной базы. Создать хорошие условия для учебы — значит успешно решить вопрос о подготовке высококвалифицированных рабочих. Таков общий вывод всех депутатов. И он подкреплен практикой. В Молдавии, например, есть училище, которое готовит виноградарей. Там на каждое место для поступления подается до 15 заявлений. Ни в одном университете нет такого конкурса, как в этом училище. Но зато там такая производственная база, что любой вуз и техникум может позавидовать. Там на помощь учащимся пришли современные средства обучения: техника, позволяющая наглядно представить производственные процессы, там есть свой опытный завод, опытные виноградники. Там есть все для того, чтобы учащиеся жили и учились хорошо.

— Но такая образцовая материальная база, к сожалению, не всюду. Взять, например, оборудование. В училищах много станков находится в эксплуатации более двух десятков лет. К чему это приводит, нетрудно понять.

— Разумеется, «на пальцах» трудно выучиться управлять современной техникой. На заседании комиссий были резко подвергнуты критике многие министерства, которые не проявляют заботу о том, чтобы обеспечить училище новым оборудованием. Можно привести пример иного порядка. Министерство среднего машиностроения подходит к профтехобразованию с позиции сегодняшнего дня. Базовые профтехучилища этого министерства получают новое оборудование раньше, чем оно поступает на предприятия. Это государственный подход. Получая оборудование, профтехучилища вместе с этим и специалистов готовят, которые сразу же по приходе на предприятия смело становятся за современные станки и успешно выполняют производственные задания.

Теперь о строительстве новых учебно-производственных комплексов.

Это самый острый вопрос. Капитальные вложения, предусмотренные в 1972 году на строительство профтехучилищ, были освоены только на 60 процентов.

— Следовательно, если подходить с позиции 1973, решающего года пятилетки, то от строительства, точнее, ликвидации отставания по вводу объектов ПТУ, будет зависеть выполнение заданий по подготовке квалифицированных кадров рабочих. Какие здесь принимаются меры?

— На комиссии этот вопрос был задан, в частности, представителю Министерства пищевой промышленности СССР Н. И. Епишину. Министерство в течение двух лет пятилетки не ввело в действие ни одного ПТУ. Товарищ Епишин сообщил, что министерством приняты меры. В 1973 году будут введены в строй 16 новых училищ. Что же им помешало справиться с заданием пятилетки? Основной причиной, по мнению министерства, является то, что подрядные строительные организации считают объекты ПТУ второстепенными. На стройках училищ не хватает квалифицированных рабочих, техников, материалов. Сейчас ЦК ВЛКСМ объявил общественный призыв комсомольцев на пусковые промышленные объекты. Думается, что комсомол со своим многочисленным студенческим строительным отрядом, умением сосредоточивать большие силы на решающих участках строительства мог бы оказать помощь своему детищу — системе трудовых резервов. Томский обком комсомола взял шефство над строительством шести ПТУ.

В ряде отраслей хозяйства сеть профессионально - технических училищ, их масштабы не соответствуют потребностям по подготовке квалифицированных кадров. Это сельское хозяйство, это, в частности, лесная промышленность, бытовое обслуживание. Однако министерства выделяют недостаточно средств на развитие сети профтехучилищ. Министерство лесной промышленности проблему кадров решает путем оргнабора. Тысячи людей ежегодно приезжают в Сибирь. Им платят подъемные, проездные и т. п. На это дело только в нашей Томской области за последние девять лет было затрачено свыше 10 миллионов рублей. На эти средства можно было бы построить десять профтехучилищ...

Видимо, целесообразно включать профессионально-технические училища в состав пускового комплекса вновь возникающих и строящихся предприятий. Здесь опять-таки слово за Госпланом. Нам представляется, что такой порядок дал бы больший выигрыш и содействовал бы более быстрому освоению производственных мощностей.

На совместном заседании палат вопросы подготовки рабочих в системе профтехобразования были рассмотрены всесторонне и квалифицированно. На этой основе выработан ряд предложений. Мы, депутаты, видим свою задачу в том, чтобы помочь Советам совместно с общественностью выполнить рекомендации наших комиссий.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере



Новичок

Рассказ