Я не претендую на какую-то элитарность

Юрий Осипов|06 Декабря 2016, 12:18| опубликовано в номере №1825, ноябрь 2016
  • В закладки
  • Вставить в блог

6 декабря 1958 родился актер Александр Балуев

 

Генерал ФСБ в фильме «Олигарх», майор Платов из «Спецназа-2», бывалый офицер Ларичев из всенародно любимой ленты «Благословите женщину»... Роли людей в погонах, вплоть до маршала Жукова,  словно приросли к этому глубокому, многоплановому актеру. В них подкупает абсолютная достоверность профессиональных деталей, знакомых Балуеву с детства.

Александр Николаевич Балуев родился в Москве 6 декабря 1958 года в семье высокопоставленного кадрового военного. Очень строгий и дисциплинированный, отец требовал от членов семьи беспрекословного подчинения, возлагая большие надежды на сына, которого хотел видеть в будущем только военнослужащим.

Жили Балуевы сначала на Котельнической набережной, позже переехали на Смоленку. Благодаря строгому воспитанию элитное жилье и престижные столичные районы не избаловали крепкого рослого мальчика, увлекавшегося хоккеем и даже подумывавшего одно время о большом спорте. Он рос в заповедном мире московских двориков и переулков, напевал песни Булата Окуджавы, дружил, влюблялся. И - мечтал стать актером.  Саша с ранних лет отличался упорством, сосредоточенностью. Ну и фактурность, как говорится, была при нем.

Мама, скромная интеллигентная женщина, грезила театром, не пропускала ни одной громкой премьеры, на которые брала с собой сына, и тот быстро попал под власть таинственной и яркой сценической жизни. После окончания школы Саша, не раздумывая, подал документы в Щукинское училище. И - с треском провалился.  Но на то и характер, чтобы не опускать руки. Отказавшись сдавать экзамены в другой вуз, он, неожиданно для всех, устроился помощником осветителя на «Мосфильм». Хотелось быть ближе к актерам, к их работе, мысленно примерить ее на себя.

Будучи уверенным в своих силах, Александр через год спокойно выдержал творческий конкурс, без проблем сдал экзамены и поступил в Школу-студию МХАТ на курс легендарного Павла Массальского и не менее легендарного Ивана Тарханова. Учился хорошо и запомнился преподавателям как вдумчивый, ищущий студент. Среди сокурсников пользовался репутацией надежного товарища. Его мужественный облик и безусловная харизма оказались причиной того, что после выпуска в 1980 году  сразу несколько столичных театров пригласили молодого дебютанта к себе. Он выбрал Театр Советской Армии, заменивший ему службу в Вооруженных силах по призыву.

На искушенных и требовательных художественных руководителей театра Людмилу Касаткину и Федора Чехонкова дипломный спектакль Балуева произвел сильное впечатление, и новичку были доверены ведущие партии в постановках классических пьес «Часы без стрелок» и «Дама с камелиями».

Казалось бы, судьба Александра Балуева в Театре Советской (ныне - Российской) Армии складывалась весьма благополучно, однако в 1987 году он неожиданно перешел к Валерию Фокину в Театр им. Ермоловой. И вновь не прогадал, свидетельством чему явились нашумевшие главные роли в спектаклях «Второй год свободы», «Недалеко от тюрьмы» и «Калигула». Они закрепили за Балуевым репутацию одного из наиболее интересных молодых актеров и  привлекли к нему пристальное внимание кинематографистов.

Экранным дебютом его стал эпизод в приключенческом фильме «Егорка» (1986 г.). А подлинным прорывом - картина «Жена керосинщика», которую снял в жанре сюрреалистической драмы известный советский актер Александр Кайдановский. Именно он, по признанию Балуева, дал исполнителю центральной роли подлинное понимание природы кинематографа. За этой ролью последовали заметные работы в фильмах «Му-му» Юрия Грымова и «Кризис среднего возраста» Игоря Сукачева.

Нежелание актера быть привязанным к одному театру и одному режиссеру побудило его в конце 80-х годов уйти в антрепризу. Репертуарный театр, как считает Александр Николаевич, закабаляет артиста, отрицательно влияя на развитие таланта. А в том, что талантом он обладает, Балуеев к тому времени твердо убедился. Антреприза дала ему возможность не расставаться со сценой, выбирая постановки по душе, и при этом  сниматься в кино.

Период взлета Балуева-киноартиста пришелся на 90-е годы прошлого века. Он принес на экран сдержанную мужественность настоящего мужчины, монументальность, в сочетании с затаенным лиризмом, обаяние яркой индивидуальности и некую интригующую загадочность души. АлександрБалуев во многом напоминает знаменитого французского киноактера Жана Габена, который внешне не менялся в каждом новом фильме, всегда играя определенный человеческий тип с присущей ему манерой поведения. При этом, как и Габен, Балуев умеет выразительно молчать на экране, держать долгие волнующие паузы, а это большое искусство.

«Для меня самое большое счастье – молчать на экране, - сказал он, отвечая на вопросы журналистов, как ему удалось столь проникновенно сыграть в «Муму» практически без слов роль тургеневского Герасима. - А если посредством молчания ты смог еще что-то передать, это, на мой взгляд,  высший класс для любого артиста». За такую отличительную черту актерского дарования Балуева, который продолжает лучшие традиции русской театральной школы, в профессиональной среде шутливо называют «молчуном». Он и в жизни предпочитает меньше говорить и больше слушать.

Отчасти поэтому о личной жизни звезды известно немногое. До недавнего времени он был счастливо женат на польской журналистке Марии, которая продолжала жить в Варшаве, куда Александр Николаевич регулярно к ней летал. Жену он буквально боготворил и заявлял, что она круто изменила его жизнь. В 2003 году у пары родилась дочка Маруся, однако несколько лет назад супруги расстались...

                                                                      

Испытание в одночасье свалившейся на него славой  актер выдержал с присущим ему достоинством и так же спокойно продолжает нести ее сладкое бремя, иронично относясь к своей не идущей на убыль популярности у зрителей, в особенности у их женской половины. «Я обыкновенный человек и не стремлюсь к какой-то элитарности», - не раз говорил он. Вместе с тем, Балуев, как никто, умеет сохранять дистанцию между собой и окружающими и, разумеется, знает себе цену.

В сердца миллионов поклонниц он вошел после всенародно любимого фильма Станислава Говорухина «Благословите женщину» (2003 г.), в котором предельно выразительно сыграл эпизодическую, немногословную роль капитана Лачина, покорившего мужской значимостью и добротой уже не надеявшуюся встретить любовь героиню фильма в исполнении Светланы Ходченковой.

После этого у актера произошел настоящий обвал главных ролей. «Вечерний звон», «Граф Крестовский», «Дура», «Гибель империи», «Охота на изюбря», «Турецкий гамбит», «Мусульманин»... И это только небольшая часть его  запомнившихся экранных работ в те годы. Появились уже тогда в послужном списке Балуева и телесериалы, такие, как имевшие широкий успех «Московская сага» и «Спецназ». А еще раньше актер, одним из первых среди российских коллег, совершил  прорыв в Голливуд. Там он успешно снялся сразу в двух блокбастерах –«Миротворец» и «Столкновение с бездной». И партнерами у него были Рассел Кроу, Николь Кидман, Ванесса Редгрев, Джорж Клуни.

Дома покорению Балуевым «фабрики грез» особого значения не придали, и к его популярности это ничего не прибавило. Тут его ценили за свое, родное – за то, что он подлинный русский мужик с бесстрашным взглядом. Отказавшись от офицерской карьеры, Балуев крайне убедительно примерял на себя роли защитников Родины. Говорили, что, готовясь к съемкам в сериале «Спецназ», он даже прошел курс спецподготовки в одном из военных лагерей. Актер, однако, это утверждение опроверг.

«Чтобы сыграть короля, не обязательно посидеть на троне. Конечно, общение с профессиональными военными помогло. Особенно в мелочах, которым, вроде, не придаешь значения. Например, целясь из автомата, я все время зажмуривал один глаз, пока присутствовавший на площадке спецназовец не заметил: «Стрелять надо с открытыми глазами». Пришлось потренироваться, и в результате у меня стало получаться правильно. К тому же, глядя на профессионалов, невольно подмечаешь какие-то детали их облика, жесты, черточки поведения, речи. И когда начинаешь работать над тем или иным образом, они сами собой всплывают в памяти».

Надо отметить, что Александру Балуеву, прежде всего, интересны персонажи, не имеющие с ним лично ничего общего. Общий у них лишь внешний облик, почти не поддающийся стараниям гримеров. И чем больше отличий, тем привлекательнее для него роль! Ключ к характеру разнящихся с ним исторических и современных героев он находит в собственных чувствах и ощущениях, а также в человеческой природе, остающейся неизменной при всех переменах Времени. 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Некрасов

10 декабря 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов

Как важно быть серьезным

15 марта 1935 года родился Леонид Енгибаров

Житие инженера Кипреева

18 июня 1907 года родился Варлам Шаламов

в этом номере

Театр одного режиссера

17 января 1863 родился Константин Сергеевич Станиславский