О своей юности Кончаловская вспоминала так:
«В отличие от сверстниц, я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать и стряпать я была приучена матерью с детства, воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования».
А в 24 года Наталья… убежала в Америку - через Владивосток и Японию - с чужим мужем, Алексеем Богдановым, коммерсантом и великолепно образованным человеком, обещавшим ей, что сделает блистательную карьеру пианиста.
Богданов получил развод, женился на Кончаловской, добрался с ней до Америки и неудачно дебютировал там как пианист. Постепенно чувства стали угасать, пока Наталья Петровна окончательно его не разлюбила. Она так и не узнала, что на самом деле Богданов был разведчиком, и что брак с «космополиткой» был ему не просто разрешен, а официально рекомендован: Кончаловская, по мнению начальства, была идеальной «крышей», к тому же, его «дебюты» вне сцены оказались куда более удачными.
От этого союза, быстро расторгнутого официально, осталась дочь Екатерина, вместе с которой Кончаловская вернулась в Россию. А Богданов был арестован и расстрелян в 1937 году, что вполне типично для того времени. Нетипичным было то, что не тронули Кончаловскую. Не то, что не тронули – на допрос ни разу не вызвали. Впрочем, за год до этого она снова вышла замуж, а ее второй муж был признанным любимчиком у власти.
Вторым браком Наталья Петровна сочеталась с Сергеем Михалковым, который был на десять лет младше ее. Она поначалу не воспринимала серьезно ухаживаний начинающего поэта, который разъезжал по Москве на велосипеде и ничем не напоминал маститых и вальяжных друзей дома Кончаловских. Но от судьбы не уйдешь…
Мать Натальи, Ольга Васильевна, не слишком благоволила к «несерьезному» жениху. Зато Петр Петрович Кончаловский Михалкова сразу приветил, и, в конце концов, Наталья сдалась. Сергей Михалков впоследствии так вспоминал об их бракосочетании:
«Перед тем как отправиться в ЗАГС, мы зашли в забегаловку, выпили водки, а после регистрации купили четверть белого свирского вина и пошли отмечать событие к нашему другу…»
Сергей Владимирович, несмотря на молодость, был состоявшейся личностью с твердым характером, поэтому сидеть денно и нощно подле супруги, держа ее за руку, не собирался. Надо отдать Наталье Петровне должное - интересы мужа она всегда ставила выше собственных и закрывала глаза на многое ради семьи. Может быть, поэтому этот брак и продержался 52 года.
Так появилась династия Михалковых-Кончаловских.
Поэт-долгожитель, написавший слова трех державных гимнов (1943, 1977, 2001) одной страны — явление феноменальное, достойное упоминания в книге рекордов Гиннеса.
Имя Михалкова не сходило со страниц центральной прессы с 1933 года, когда ему по счастливой случайности удалось пристроить свое лирическое стихотворение «Колыбельная» в «Известия». Стихотворение, в общем-то, ничем не выделялось из ряда многих и многих других:
«Ты не спишь, подушка смята,
Одеяло на весу…
Носит ветер запах мяты,
Звезды падают в росу.
На березах спят синицы,
А во ржи перепела…
Почему тебе не спится?
Ты же сонная легла!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.