В полный рост

Сергей Ромейков| опубликовано в номере №1491, июнь 1989
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сведущие люди подсказали: ждать маленьких в Москве — дело пустое. Линии гастрольных маршрутов, испещрившие карту страны вдоль и поперек, словно натыкаясь на скрытые магические преграды, упорно минуют Москву, Ленинград. Киев. Когда-то очень «большому» чиновнику от искусства пришло в голову, что нельзя, дескать, травмировать сердобольных москвичей, равно как и ленинградцев, и киевлян. Круг запретительства не прорван и поныне. Программа «Парад маскарадов» — «пожарная», так говорят сами артисты. Чаще всего они едут на гастроли туда, где нужно «тушить» прогорающие цирки. И — неизменные аншлаги, внеплановые дополнительные представления...

(Надеюсь, что москвичам все-таки повезет увидеть маленьких звезд в столице. Ведь повезло же болгарам и румынам, монголам и венграм.)

Ну, а пока — Иваново.

Отправляясь на первое представление, я, бывающий в цирке от случая к случаю и никогда прежде не видевший на арене маленьких, волновался. Меня мучил вопрос: не получится ли так, что все чудо, большая часть его. сводится именно к крошечному росту выступающих? А то, что они при этом еще и что-то делают, это, так сказать, второстепенно.

Мои сомнения развеялись очень скоро. Виртуозный эквилибр Михаила Фенько, оригинальные акробаты Султана Атальяна. велофигуристы под руководством Анатолия Никитина, да что там — все номера двухчасового представления убеждали: на арене профессионалы. Хотя никто из коллектива, в котором более сорока человек, не получал специального циркового артистического образования. Училищам нет до маленьких дела...

Уже после первых двух-трех номеров забываешь о росте артистов, перестаешь обращать на это внимание. Ты просто наслаждаешься цирком.

Как же пополняется труппа? Чаще бывает так. В городе, где проходят гастроли, в один из дней за кулисы приводят мальчика или девочку. Родители, обеспокоенные будущим своего ребенка, хотят пристроить его в цирк. (Можно только представить себе, какие чувства испытывают они при этом!) Но маленький рост — еще не гарантия успеха на арене. Иной раз просмотр и собеседование проходят успешно, новичок остается в коллективе, но дальнейшие репетиции показывают — не получается. Как ни тяжело, приходится расставаться. Трудно? Да, очень. Тем более им, на себе познавшим не-

легкую жизнь в «большом мире». Но этот диагноз — «не потянул» — выносится лишь тогда, когда всем, в том числе и самому новичку, ясно: арена не для него. Порой «смотрины» растягиваются на год, а то и больше. Пробуются все жанры, все цирковые профессии.

Ошибочно было бы думать, что, попадая в цирк «Сияние маленьких звезд», человек расстается с проблемами.

Но... «Цирк — это счастье... Мы очень хорошо понимаем, что значит счастье работать». Я не раз потом вспоминал эти слова артистки Гали Полищук, думая 6 том, что цирк, эстрада, конечно же, не могут стать «счастьем» для всех маленьких. Не найдя статистических данных, не получив даже приблизительного ответа на вопрос: сколько же вас, маленьких? — от них самих, в одном из разговоров я услышал:

— Ну, в Киеве человек пятьдесят будет... Получается, их «много» — это капля в море, несоизмеримая с населением страны. Что мы, «большие», для них, так нуждающихся в помощи, делаем? Шьем одежду? Нет, зачем же! Детская подходит... Но ведь если так рассуждать, то вслед за детской одеждой мы предложим им детские велосипеды, билеты в кино на детский сеанс — что там еще? А между тем они — взрослые. Они такие же, как и мы. И не хотят ничем от нас с вами отличаться.

Проблема проблем для маленьких — жилье. Из сорока с лишним артистов труппы считанные имеют собственные квартиры, свой угол. И речь идет не о парнях и девушках, только начинающих трудный путь артиста, — о ветеранах арены, людях, отдавших советскому цирку по 20 — 30 лет жизни. Им, как инвалидам детства, положена пенсия. Но далеко не все оформляют ее. И не только потому, что делать это нужно по месту постоянного жительства, прописки. (А где оно — это постоянное место жительства?!) Главным же образом из-за того, что ежегодно приходится проходить ВТЭК: не подрос ли? Пенсия такой ценой — спасибо, не надо.

А что их ждет после выхода на пенсию по старости? Супруги Вячеслав и Лариса Павловы рассказывали мне: отпуск, который они проводят в деревне, превращается в сущую пытку из-за тяжелой работы по дому, по хозяйству. Дров нарубить — это еще куда ни шло, но вот воды из колодца натаскать — тяжко... А в сельской местности прописано большинство маленьких артистов. И вместо отдыха их ждут на склоне лет непосильные бытовые хлопоты.

Вячеслав, проработавший в цирке 21 год и Лариса, костюмер труппы, едва ли не самые счастливые в этом коллективе люди! Еще бы, ведь вместе с ними по городам и весям страны колесит их пятнадцатилетняя дочка Светлана. Трудолюбивая, аккуратная. Хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школах (а их за год приходится менять по 5 — 6 раз). Она уже твердо решила: останется в цирке, среди людей, буквально вынянчивших ее. После занятий спешит на манеж репетировать свой номер. И родители спокойны за дочку — в цирке не пропадет.

А вот у Тамары Мещеряковой (в труппе она уже S лет) было по-другому. Жила в Актюбинске, после десятилетки подала документы в Оренбургский педагогический институт. Хотела стать учителем истории. Там на нее посмотрели «сочувственно»: «Да ты что, милочка! Как же ты такая с классом управляться будешь?!» Тамара не успокоилась, поехала в Москву, поступала в финансовый. И вновь неудача — баллов недобрала. Ну как тут не отчаяться?!

Вспоминает: «Ехала в метро — ну, никакая... И тут подходит ко мне парень. Напрямую так, без всяких там «извините», подходит и говорит: «Хочешь в цирке работать?» И дал адрес цирка Кио. Я — туда. Но в программе иллюзиониста мне места не нашлось. Зато Кио, подсказал, как найти вот эту, нашу труппу».

...Григора Пайлеваняна, Гришу, как все его называют, я застал в гримерной — он возился с какими-то дощечками, красил их. Присели, закурили.

— Что это? — спрашиваю, указывая взглядом на сохнущие заготовки.

— А-а, так... для машины кое-что делаю. — Григор проворно соскочил с табуретки и принялся объяснять: — Вот здесь, видишь, отверстие для магнитофона, вот сюда и сюда кассеты можно будет складывать. Тут еще лампочки будут гореть...

Оказалось, Гриша — заядлый автолюбитель. И машина у него есть. Одна беда — водительских прав никак не добьется. «Говорят, тому, кто ниже 150 сантиметров, — нельзя, — вздыхает он. — Но я знаю многих маленьких, которые получили права. Договориться сумели».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Что таможня может?

На вопросы корреспондента «Смены» отвечает начальник Отдела внешних связей Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР Леонид Лозбенко.