1) Меньше соблазна выйти из нее тому, кто зарабатывает лучше большинства членов.
2) Исключается возможность вхождении в коммуну с нечистыми целями тому, кто зарабатывает плохо и хочет устроиться за чужой счет.
Пока в доме коммуны общими являются только обед и ужин и, если бы не они, вместо коммуны было бы самое обыкновенное общежитие. Завтракают коммунары отдельно, иные даже собираются покупать примусы, белье им стирают отдельно; и даже газеты, временно до открытия красного уголка, выписываются индивидуально.
Все это - завтраки, стирку, а также приобретение белья, подписку на газеты можно было бы без всякого вреда объединить.
Мы долго говорили с коммунарами как о коммунах вообще, так и о данной коммуне в частности.
Затронули вопрос о взаимоотношении семьи и коммуны, т. - е. о роли коммуны, как средства освобождения от семьи. Пока, по крайней мере, эту роль преувеличивать не приходится. С одной стороны, из семьи уходят в коммуну редко - подавляющее большинство коммунаров, как в этой, так и в других коммунах - одиночки; с другой стороны - поженившимся тоже приходится уходить из коммуны. Последнее, насколько я уяснила из разговоров, не приводит ребят в особое смущение.
Постепенно все это расширится, войдет в привычку, и семейный вопрос найдет безболезненное разрешение.
Утром я уже возвращалась в Москву.
***
ПРИ ВСЕМ могуществе человеческого разума существуют до сих пор неразрешенные им загадки - и вот одна таковая. Почему заметки о коммунах пишут люди не только к коммунам непричастные, но и упорно избегающие в них заглядывать? Изучайте жизнь коммун!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.