В этом году Володя заканчивает ГПТУ. Здесь он получил не только специальность слесаря по ремонту строительных машин и механизмов и среднее образование, но и тот заряд самостоятельности, который так необходим и в жизни и в творчестве.
Летом думает поступать в театральное училище.
– Я люблю театр, хочу стать актером и мечтаю сам ставить спектакли (актер – основа театра, и режиссер, по-моему, должен в совершенстве владеть этой профессией). Если не поступлю? Ну что ж... Неудачником себя считать не буду. На стройплощадке найду свое
место. Она и сегодня кажется мне огромной сценой. Но на этой сцене надо не
играть, а жить. Притом без репетиций – сразу набело. И так, чтобы каждый день был премьерой. К тому же, – он счастливо улыбнулся, – у меня
есть «Росинка»...
Дворовый театр набирал силу. Сюда уже приходили ребята из соседних дворов, некоторые ездили на репетиции с другого конца города, и никому не было отказа, наоборот – радовались каждому новому человеку.
«Росинка» требовала и большого внимания. На одном из заседаний бюро горкома комсомола было решено перенести опыт первого круглогодичного уличного отряда (именно так зовется теперь «Росинка» в официальных документах) во все жилые кварталы города. По самым скромным подсчетам, в Джа-лал-Абаде в ближайшее время нужно организовать не менее двенадцати подобных площадок. Комсомольцы обратились, за помощью в горком партии, в горисполком. Инициатива ребят из «Росинки» нашла здесь добрую поддержку.
Конечно же, не обязательно новые площадки должны походить на «Росинку». В одном дворе – театр, в другом – изостудия, в третьем – автокружок станут тем настоящим делом, которое увлечет ребят, объединит их в дружный веселый отряд, в новую тимуровскую команду.
– Ты поговори с родителями ребят, – посоветовал мне секретарь горкома комсомола Кубанычбек Маматов. – Они нынче спокойны за детей:
«Росинка» плохому не научит.
Действительно, я видел, как светлели лица матерей, когда речь заходила о дворовом театре («Мой совсем другим стал, грубого слова от него не слышу...», «...И в школе подтянулась – вчера по письму четверку принесла. Говорят, Мадумаров двоечникам роли не дает», «Я раньше, бывало, вся издергаюсь – где Витя, с кем бегает? А сейчас знаю: с хорошими ребятами хорошим делом занят...»), слушал одобрительные реплики отцов и понимал, что «Росинка» нужна уже не только детям, но и взрослым.
Во дворе все знают: попроси ребят из «Росинки» посидеть с малышом, сбегать в магазин за хлебом или починить утюг – все сделают. Любить людей и помогать им во всем – этому тоже учит их театр.
Над некоторыми подъездами пятиэтажек я увидел фанерные красные звезды. На них было написано: «Здесь живут участники Великой Отечественной войны...» и далее – перечень фамилий.
Я смотрел на эти звезды и вспоминал иные, давние, нарисованные размашисто углем или мелом – так мы в своем дворе по примеру гайдаровских мальчишек помечали квартиры, куда с фронтов не вернулись отцы и сыновья.
– Мы шефствуем над семьями ветеранов войны, – объяснил мне Володя Мадумаров.
Первый круглогодичный уличный отряд Джалал-Абада объединяет сейчас около трехсот мальчишек и девчонок. В отряде интересно и семилетним малышам и шестнадцатилетним подросткам: каждому есть дело по душе.
– Побольше бы таких «Росинок», – говорит об отряде участковый
инспектор, младший лейтенант милиции Исабек Камалиев. – У меня на участке за последние годы ребята ни одного правонарушения не допустили. – И добавляет: – Увы, времени у них на «приключения» не остается...
Скоро сменится первый актерский состав «Золушки». Некоторые из «первопроходцев» «Росинки» заканчивают школу и, возможно, уедут в другие города – кто учиться, кто работать. А на сцену дворового театра выйдут новые мальчишки и девчонки.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.