В. ИЛЮШИН. Хочу добавить вот что. Когда мы были в Тюменской области, то разговаривали с членами бригады буровиков, которые ведут исследовательское бурение. Они, например, сказали нам, что буровые установки, которые делаются у нас, не приспособлены к тюменскому климату. Они не защищены даже от ветров. Тут, вероятно, недосмотр ученых «НИИтяжмаша», которые проектируют эти установки. Особенно неприятно было слышать то, что наши долота, которые выпускаются на Верх-несергинском долотном заводе, поддаются тюменской земле, крошатся, ломаются. Но это уже больше относится к ученым, чем к тем, кто изготовляет оборудование.
КОММЕНТАРИЙ ВЕДУЩЕГО. В середине прошлого года на Рефтинскую ГРЭС приехал представитель Свердловского областного совета молодых ученых. Его интересовал ход освоения проектной мощности станции и какая помощь в его ускорении нужна. На вопрос, почему комсомольцев заинтересовала судьба станции, он ответил:
– Мы берем шефство над новостройками Тюмени, а часть вырабатываемой на вашей станции энергии идет на тюменский север. Так что мы просто обязаны стать вашими шефами.
Тогда же при областном совете молодых ученых был создан отдел по решению транслортно-энергетических проблем Западной Сибири. Уже сейчас этот отдел ищет новые, более экономичные способы рыхления мерзлых фунтов, участвует в проектировании уникального «воздушного извозчика» – изменяющейся системы дирижаблей, способной по воздуху перевозить от десяти до тысячи тонн груза.
Зачем нужны дирижабли? Доставка грузов будет происходить в сотни раз быстрее, чем любыми применяемыми сегодня сухопутными и водными видами транспорта.
Да, свердловские молодью ученые основательно взялись за решение проблем Севера. Возник такой вопрос: какие дома строить для нефтяников? Ответ, кажется, прост: добротные, благоустроенные, с учетом климатических особенностей Севера. Но оказалось, что дома должны быть трех типов. Первый – для тех, кто приезжает на промыслы на постоянное жительство, то есть туда, где
планируются поселки. Второй – для тех, кто приезжает на буровую, чтобы отработать свою вахту. И, наконец, дома для экспедиционных, постоянно перемещающихся поселков; –
Можно было привести еще очень много подобных примеров. Но тут есть смысл упомянуть об одной претензии свердловских ученых к нефтяникам Тюмени.
Достойно похвалы отношение тюменцев ко всему новому. Они охотно принимают это новое, выделяют большие средства на разработки, но вот когда дело доходит до внедрения, возникают проблемы. Подтвердить это можно на примере внедрения трехслойных панелей, предложенных свердловчанами. Еще в марте прошлого года на совещании в «Сибкомплектмонтаже» было решено пустить экспериментальную установку для определения долговечности таких панелей в мае. Это записано и в договоре. Но до сих пор ничего не сделано. А ведь эти панели уже делаются в Тюмени, но пока никто не знает, насколько они долговечнее однослойных. Дорогостоящие панели служат считанные годы, а свердловчане обещали с помощью экспериментальной установки удлинить срок их службы до 10 – 15 лет. Сейчас ученые Тюмени приняли на себя обязательства осуществлять контроль за ходом внедрения принятых научных разработок.
В. ТИМАШЕВ. ...Вы помните, что на XVIII съезде ВЛКСМ товарищ Леонид Ильич Брежнев отметил блочно-комплектный метод устройства нефтяных и газовых месторождений тюменского севера, который был внедрен комсомольско-молодежным трестом «Тюменьгазмонтаж». Так вот, в разработке этого метода самое активное участие принимали наши ученые. Только с трестом «Тюменьгазмонтаж» мы сотрудничаем уже более десяти лет. Так что опыт есть. И он позволил нам тоже заключить договор с молодыми учеными Тюмени.
Вначале хочу сказать о том, что мы планируем сделать в ближайшее время. Во-первых, комсомольцы «НИИтяжмаша» уже начали работу по сознанию прогрессивного бурового оборудования, которое будет отвечать тем требованиям, которые предъявляют нефтяники. То есть буровые будут закрытого типа. Сейчас наше КБ занимается разработкой системы обогрева передвижных агрегатов для испытания скважин в зимнее время.
Особенный интерес у тюменцев вызывает разработанный и спроектированный нами дирижабль. Точнее, это система дирижаблей. Недавно руководитель нашего КБ побывал в Тюмени и, судя по всему, сильно заинтересовал нефтяников своим предложением. Уже в общих чертах мы пришли к соглашению: тюменцы выделяют средства, а мы заканчиваем разработку дирижабля.
Вообще мы подразделяем проблемы тюменского севера так: геологические – разработка новых буровых установок, новых механизмов для вскрышных работ; транспортные – создание таких видов транспорта, которые были бы приспособлены к бездорожью и суровому климату севера; а также – строительные, энергетические и проблемы охраны окружающей среды.
А. ЦАРЕГОРОДЦЕВ. Я хочу продолжить рассказ Вячеслава таким примером. Только в Свердловске молодые ученые одиннадцати научно-исследовательских и проектных институтов являются участниками договора по шефству над Тюменью. Поэтому, когда мы поехали в Тюмень для подписания договора, то особо оговорили участие в нем ученых.
Но мне кажется, что стоит поговорить еще и о таких видах помощи, как направление ударных отрядов, обучение кадров, обмен опытом. Ведь мы имеем большой опыт по экономии энергетических ресурсов, решению проблем нехватки рабочей силы и по многому другому. Вот тут Сергей Кирсанов рассказывалт как они в Первоуральске вели реконструкцию стана и печи. Так вот, насколько я знаю, в результате этой реконструкции они смогли не только улучшить качество труб, но и высвободить четырех специалистов. Я думаю, такой опыт тюменцам пригодится
Наш ударный отряд «Свердловский комсомолец» уже трудится на нефтепромыслах. Скоро мы будем формировать новый. Но на этот раз он будет качественно другим.
В. ИЛЮШИН. Изменения, которые мы намечаем при создании нового отряда, обусловлены тем, что на бюро ЦК ВЛКСМ особое внимание было обращено на необходимость включения в отряд нужных для Тюмени специалистов: слесарей, газоэлектросварщиков и других. Поэтому мы решили собрать отряд заранее и на базе одного из крупных строительных трестов Свердловска обучить комсомольцев необходимым специальностям. А потом уже направить его в Тюмень.
М. ЖДАНОВ. Я хочу добавить, что нам нужно подумать еще об одной форме работы. На «Уралмаше» решили сделать так: организовать соревнование между бригадами, выполняющими заказы Тюмени, а потом победителям предоставить возможность поехать к нефтяникам, чтобы они там смогли проверить, как работают сделанные ими машины. Думаю, что и тюменцам стоит пойти таким же путем. Мы охотно примем их делегацию, расскажем, как выполняем заказы, выслушаем претензии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЕДУЩЕГО. Нет необходимости углубляться в технологическую сторону тех проблем, которые обсуждались в беседе за «круглым столом» «Смены». Но стоит отметить: все участники беседы знают, ЧТО делать. Затруднение вызывает вопрос, КАК сделать. И, пожалуй, самое главное – это как скоординировать действия комсомольских организаций двух областей. И для свердловчан и для тюменцев сотрудничество в таких масштабах – новая форма работы. Новая она и для страны. Об этом можно судить хотя бы по тому, что при ЦК ВЛКСМ создан координационный центр, который осуществляет общее руководство по шефству комсомола над освоением недр Западной Сибири.
Однако в решении некоторых проблем и тюменцы и свердловчане долго и мучительно пытаются открыть то, что уже давно открыто. Возьмем для примера уже упомянутую здесь «железнодорожную проблему». Она волнует и тех и других. Но до сих пор полностью не решена. А не проще было бы сразу обратиться к опыту ленинградцев по кольцевому контролю перевозки грузов? Этот опыт был одобрен ЦК КПСС и должен быть изучен.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.