Рожденная из пены

Ирина Опимах|4 Октября 2018, 12:24
  • В закладки
  • Вставить в блог

Никто, ничто ей не грозит  бедой.

В ней кротость величавая царицы

Но гром затихнет, вскинь она ресницы.

В мастерской Боттичелли рождался настоящий гимн Красоте и Любви.  

Подарок Лоренцо Великолепного очень понравился молодоженам. «Весна» украшала спальню Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и его молодой супруги Семирамиды на их вилле  Кастелло, и им захотелось, чтобы и на другой стене, напротив, висела еще одна картина мастера. Причем на этот раз героиня должны быть обнаженной. Поначалу такая просьба слегка озадачила Боттичелли. Требовалось найти натурщицу, а на такое в те времена мало кто из флорентинок согласился бы – даже проститутки, которых в городе было немало, опасались проблем с Церковью. Вообще-то у художников в таких случаях был выход – им позировали жены или любовницы, но у Боттичелли никогда не было ни жены, ни возлюбленной. (Некоторые историки искусства полагают, что он был влюблен в Симонетту, и оставался верен ей до конца своих дней.)

Однако задача его явно увлекла. Когда-то Апеллес, великий древнегреческий художник, написал фреску, на которой изобразил рождение Венеры. (Фреска эта не дожила до наших дней, но считается, что в Помпеях   сохранилась ее копия.) И, конечно же, Венерой Боттичелли, античной богиней Любви и Красоты, будет опять она, Симонетта.

Боттичелли согласился написать эту картину для Пьерфранческо. У него было только два условия  -  он хотел работать на вилле Кастелло один, без своих подмастерьев,  и писать не на дереве, а на холсте. Этот способ, писать красками на холсте, совсем недавно завезли в Тоскану бургундские художники. Боттичелли, полагая, что холст  - материал менее долговечный, чем дерево, выбрал его сознательно – он не хотел, чтобы его довольно сомнительный живописный сюжет сохранялся многие годы...

В этой картине много символики и знаков, понятных современникам художника. Согласно античному мифу, первый правитель мира, бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Капли крови Урана упали в море и образовали пену, из которой и родилась Венера. В центре полотна  в раковине (раскрытая раковина в эпоху Возрождения была символом женственности и трактовалась как образ женского лона) стоит Венера. Богиня только что родилась из пены морской. Зефир своим дыханием направляет раковину с богиней к Кипру, где она ступила на землю. Неоплатоники отождествляли Зефир с Эросом — богом любви. Флора, богиня цветов, нежно обнимает своего супруга Зефира. Их объятие воплощает единство духа и материи. На берегу Венеру встречает ора Талло, (Цветущая) - одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Талло «следила» за весной и потому считалась богиней Весны и спутницей Венеры. Она держит в руках роскошное пурпурное покрывало, символизирующее рождение. На нем маргаритки, символы невинности и скромности.  Платье оры украшают васильки, символ верности Венере, Красоте. Главная фигура во всей композиции  - Венера. Она, по сути, еще совсем девочка, но в теле ее уже явно видна чувственность и победительная женственность. Да, она небожительница, но она и вполне земная. Впереди у нее вся жизнь, и сколько же ей, той, что рождена из пены морской, еще предстоит пережить. И счастье, и горе, и разочарования – все, что есть в жизни каждого смертного.

Создавая свою Венеру, Боттичелли наверняка вспоминал чудесные строки своего любимого Полициано: «Воплощенным желанием и жарким весельем/ Встала Дева из пены, с лицом неземной красоты/ Сладострастный Зефир твое судно на отмель пригонит/ Отзовутся восторгом, увидев тебя, Небеса» («Стансы о турнире»).

Картина была закончена летом 1485 года. По размеру она оказалась примерно такой же, как и «Весна», - 172.5х 278.5 см. Пьерфранческо был счастлив – Боттичелли превзошел себя, картина получилась великолепная. Краски на ней пели, и сама Венера была очаровательна, от нее трудно было отвести взгляд. Заказчик был готов заплатить любые деньги, которые бы художник ни запросил, но Боттичелли не воспользовался его восторгом и взял с него столько, сколько обычно брал за своих мадонн, и не более того. В глубине души он считал, что слишком увлекся изображением нагой богини, и оно, это его творение, неизбежно теперь будет смущать души истинных католиков. «Не волнуйся, картину увидят только мои самые близкие люди, -  успокаивал его Пьерфранческо, -  только те, кого я смогу впустить в свою спальню». Но в спальню племянника Лоренцо Медичи «Венера» не попала – бывшая поклонница Боттичелли синьора Семирамида  потребовала сослать полотно в дальние покои дворца. Это же сплошное неприличие, возмущалась она, распутство и порок, такое никому нельзя видеть, а потому ее мужу пришлось ходить тайком на свидания с картиной. 

В 1492 году умер в страшных мучениях Лоренцо Медичи. Флоренция, утратив мудрого и просвещенного правителя, попала под власть неистового доминиканца Савонаролы. В проповедях монаха было столько страсти, столько исступленной веры! Этот сорокалетний  уроженец Феррары, ставший настоятелем монастыря Сан Марко, в своих проповедях обличал лживых, продажных пап  в лице Александра VI Борджа, известного своими пороками,  папских приспешников, да и всю мирскую власть, погрязшую во грехе и забывшую Бога в погоне за роскошью и земными благами. Не нравилась ему и флорентийская Синьория, не отстаивавшая, как он полагал, интересы народа должным образом. А во всех бедах города были виноваты, конечно же, Медичи и их друзья. Теперь на улицах вместо праздничных шествий можно было видеть процессии «плакс», оплакивавших Флоренцию, погрязшую во грехе и обреченную на гибель.  На какое-то время и Боттичелли, вслед за своим младшим братом Симоне, поверил страстным обличениям Савонаролы и завороженно смотрел, как доминиканцы безжалостно жгли  книги, картины, написанные на античные, языческие, сюжеты, музыкальные инструменты, предметы роскоши – символы «суеты сует», порождения дьявольского начала.

Полыхал такой костер -  на центральной пощади! -  и в феврале 1497 года. Раньше в те дни в городе проходил веселый, разноцветный карнавал, и если флорентийцы что-то и сжигали, то это были старые, ненужные вещи. А теперь горожане бросали в пламя то, что им раньше было дорого, что украшало их не всегда карнавальную жизнь… Шел к костру и Боттичелли, он нес несколько картин, написанных им на мифологические, а значит, языческие, порочные, сюжеты. Но «Рождение Венеры» в огонь не попало! Эта картина, вместе с «Весной», осталась на вилле Кастелло. Хозяева к тому времени ее покинули, дом заперли. Конечно же, Боттичелли помнил эти свои творения, помнил их сюжеты, помнил свою нагую Венеру, но он не пошел за картинами и не рассказал о них безумным приспешникам Савонаролы, которых, конечно же, в порыве безумного благочестия не остановили бы никакие замки и запоры. Наверное, художник все-таки понимал, что создал шедевры, и не смог отправить их в огонь, предать себя, свое искусство, все, чему он посвятил свою жизнь.

И все же с тех пор Боттичелли создавал картины только на евангельские сюжеты, отныне языческим богиням на его полотнах места не было. К сожалению, вместе с античными красавицами из его картин ушли поэзия, музыкальность, все, что раньше отличало его картины от других, созданных множеством замечательных художников, его современников.

Казалось, Савонарола всегда будет править во Флоренции, и она никогда не освободится от его удушающих объятий. Однако вскоре Ватикан отлучил Савонаролу от Церкви, и Флоренция, в страхе, что сия участь постигнет и весь город, отступилась от неистового доминиканца. Он был арестован и приговорен к казни. 23 мая 1498 года бывший настоятель Сан Марко сгорел в пламени костра на площади Синьории. Огромная толпа наблюдала его казнь, и люди еще не знали, скорбеть им или ликовать.

Был растерян и Боттичелли – Савонарола своими пылкими речами, несомненно, увлек художника, воспитанного в гуманистических традициях, господствовавших при дворе Медичи. Ведь так сложно примирить идеи ценности человеческой личности, науки, просвещения, поэзии  с аскетизмом, отказом от красоты, любви, счастья, с проповедью всепоглощающего служения Богу, со всем тем, к чему призывал Савонарола.  Боттичелли трудно было найти новые ориентиры, новый смысл жизни, еще труднее было снова взять в руки кисть. Но без работы он не мог, а потому кисть его рождала новые картины, правда, прежнего Сандро в них уже не было.

Последние десять лет своей жизни Боттичелли тяжко болел. Он жил в доме своих братьев, пребывая в полном забвении – во Флоренции теперь у всех на устах были Микеланджело, Леонардо и молодой Рафаэль. Старому Сандро уже ничего не хотелось, ему даже не хотелось вновь увидеть свою Симонетту, когда-то запечатленную им в образе прекрасной Венеры. На виллу Кастелло вернулись хозяева, но он так и не пришел посмотреть на свои полотна, на образ той, что всегда жила в его душе.

Великий итальянский художник Сандро Боттичелли умер в 1510 году, оставив потомкам множество работ, удивительных по красоте и совершенству исполнения.  В «Книге мертвых» цеха врачей и аптекарей есть запись: «Сандро Боттичелли скончался 17 мая 1510 года, похоронен во Флоренции, на кладбище церкви Всех святых».

«Рождение Венеры», как и «Весна», долгие годы, практически забытые, хранились на вилле Медичи в Кастелло. Однако в 1761 году о них вспомнили, и картины перевезли в Уффицы – в те годы в галерею собирали самые ценные картины из собраний членов семейства Медичи. (В 1789 году Уффицы открыли для широкой публики – «чтобы достойные люди могли заполнять часы досуга».)

 Глядя сегодня на «Рождение Венеры», трудно представить, что когда-то современники Боттичелли сочли картину неприличной и порочной, а сам он был готов ее уничтожить. К счастью, она сохранилась до наших дней. И это, и она сама – настоящее чудо. Чудом считал «Рождение Венеры» и выдающийся русский искусствовед Павел Муратов: «Гениальные создания искусства всегда кажутся чудом,  - писал он,  - и процесс их создания всегда остается тайной. К «Рождению Венеры» нет, в сущности, другого подхода, кроме безусловного поклонения».

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Недосягаемый и одинокий

31 октября 1632 родился Ян ван дер Меер ван Делфт (Ян Вермеер)

Гентский алтарь

Чудо бельгийского собора Святого Бавона

Загадочные «Послы»

Одно из лучших творений великого немецкого художника Ганса Гольбейна

в этой рубрике

Зеленая палатка

Разговор книгопродавца с Ксенией Тимошкиной

Трансформация советского гаража

Экспозиция классика московского концептуализма — в новой галерее искусства