Работать на жизнь

  • В закладки
  • Вставить в блог

Время — доктор.

Спустя несколько лет, уже после войны, в нашем театре шла пьеса «В сумраке» Антанаса Венуолиса, народного писателя Литвы, автора многих рассказов, повестей, пьес, исторических романов «Перепутье» и «Усадьба Пуоджюнасов». В пьесе я получил роль молодого крестьянина Эдвардаса. И хотя был городским жителем, постичь психологию своего героя мне помогло то, что рассказы родителей, по происхождению крестьян, о жизни в деревне оставались абсолютно свежими в памяти. Да и сам я часто бывал в деревне, где жил дедушка.

Короче, я видел своего -героя изнутри. И сыграл Эдвардаса более или менее уверенно, убедительно. Это признали и в зрительном зале, и в труппе. Но, как говорится, на ноги еще не встал, потому что параллельно были и неудачные роли. И все-таки разговоры о том, зачем-де этот Банионис в театре, наконец, прекратились.

Первой своей настоящей победой считаю роль Андрея Белугина в «Женитьбе Белугина». Внешне я, конечно, меньше всего походил на него, но мне была понятна и ситуация в сюжете, и все отношения между Андреем и его невестой. Уже во время репетиций рождалось так давно не посещавшее меня ощущение — уверенность.

Мне очень памятен зритель первых послевоенных лет. С каким радостным ожиданием люди приходили в театр. Словно на праздник. И особенно любили смотреть на сцене сказки. Верно, война тому виной. Люди хотели вновь и вновь пережить Волшебство, победу Добра над Злом, побыть хоть немного в своем довоенном солнечном существовании. Мы, актеры, хорошо это понимали. И потому охотно выступали в различных уголках республики. По сути, наш театр первым в Литве стал вывозить свои спектакли в райцентры, деревни.

Зритель первых послевоенных лет... И невольно хочу перекинуть мостик в сегодняшний день. Сейчас почти в каждом доме есть телевизор, люди имеют прекрасную возможность знакомиться с огромным количеством фильмов, спектаклей, перед ними выступают известные критики, искусствоведы, ведут разговор о том. какое место занимают театр и кино в нашей жизни, неизмеримо вырос интерес людей к проблемам искусства, творчеству лучших его представителей — актеров, музыкантов, художников... И все это придает труду художника особый смысл. делает представителя любого вида искусства активным в жизни, способным влиять на ход событий, пробиваться к сердцам и душам людей. Все это так. все верно, и может показаться, что все идет нормальным, естественным ходом, без каких-либо преодолений, вообще без всяких «но». Между тем существует проблема, которую я обозначил бы простой формулой: «искусство — зритель». В применении к нашему актерскому труду — «актер — зритель».

Недавно спросил меня один из коллег:

— Как ты относишься к зрителю?

Вопрос интересный, сложный, одной фразой на него не ответишь. Есть авторы, понятные всем. А есть и такие, встреча с которыми требует подготовки — душевной, нравственной, чисто житейской. Эти авторы отнюдь не хуже, а в иных случаях и лучше. Просто они сложнее.

Так вот, актер любит и ценит зрителя и в то же время верит ему и надеется на то, что зритель сопереживает вместе с ним, актером. Иначе говоря, предполагается по обе стороны рампы или экрана абсолютное взаимопонимание, синхронность чувств, душевного ритма. Без этой «обратной связи» бессмысленно выходить на сцену, появляться на экране. Художник — режиссер ли это, актер, живописец, музыкант — должен быть уверен, что его поймут... Можно принять или не принять позицию художника, можно отстаивать свою точку зрения, убеждать и убедить (или не убедить) оппонента. Но как быть, если во время спектакля или фильма — я беру отнюдь не из ряда вон выходящий случай — в зрительном зале неожиданно возникает смех, ну, скажем... не совсем вовремя? И это не озорство, не хулиганство, а человек именно так воспринимает ситуацию.

Нет, что ни говорите — тут проблема. И немалая. В театре, мне кажется, ее решать легче, чем в кино; актеры, режиссеры имеют большую возможность встречаться со зрителем, который у многих коллективов уже сложился свой, постоянный. Можно проводить беседы об авторе, его творчестве, как-то заинтересовать людей, подготовить их к встрече с новым, им неизвестным и, быть может, поначалу несколько сложным для восприятия автором. От этих встреч выигрывают все: и театр, и зрители, потому что происходит взаимное духовное обогащение.

Актер использует свой талант для показа как героических, положительных сторон жизни человека, его характера, так и того, что претит, противостоит самому слову «человечность». Актер и стремится выразить через тот или иной образ свою любовь или ненависть, вообще отношение к любому явлению в жизни. Тут именно важно, не кого (или что) показал художник, но под каким углом, с какой позиции это показано.

Позиция художника! Это главное. Она должна быть принципиальной, прогрессивной. И прежде всего такую позицию надо нести в себе, гражданине, нести ее при встречах со зрителями, на всех публичных выступлениях. И, безусловно, в творчестве.

Чтобы человеку, посвятившему себя нашему делу, состояться как актеру, ему надо прежде всего состояться как личности. Без этого труд актера — обычное лицедейство, не имеющее смысла. Не представляю себе актера без социальной заинтересованности его в том, что он делает, без понимания общественной значимости своего труда... Что до человеческих качеств — характера, привычек, привязанностей, манеры одеваться, вести себя в обществе, — то люди разные бывают. Как порой разобраться в человеке при всей его сложности?

Если же ты эгоист, все твои жизненные и творческие помыслы замкнуты на собственном «я», то как человек ты неинтересен, как художник несостоятелен, потому что не можешь защищать и утверждать в своем творчестве передовое начало.

...Итак, прошел какой-то период моего пребывания в театре. Период сложный, складывавшийся порой просто драматически. Удачи чередовались с неудачами, причем последних было много больше. Кое-что я понял в театре, но практически не мог применить своих знаний на деле. И если честно, то до сих пор не могу сказать, что все удается. Конечно, за сорок с лишним лет появился опыт, постигнуты законы дела, которое выбрал, и все-таки, все-таки... получаешь новую роль — и будто перед тобой белый лист бумаги, совершенно чистый лист, на котором тебе еще только предстоит что-то написать, а что — тебе и неведомо. Новая загадка, новый, порой очень долгий и нелегкий путь постижения. И чувствуешь себя бессильным, не знаешь, как играть, про что играть.

Я не встречал настоящего актера, который, получив роль, сразу знает, как и про что играть. Я не встречал актера, в творческой практике которого не было бы провалов, неудач. От этого ничто не может застраховать — ни многолетний опыт, ни высокие звания...

Годы моей работы по-разному складывались, но главным и неизменным был в них труд. Жизнь шла своим чередом, меняла какие-то мои представления о ней, об актерской профессии, некоторые из них напрочь опрокидывала.

После первой роли мне казалось, что все узнал о театре, все понял в нем. Была уверенность в том, что открыл и постиг многие тайны, секреты своего дела. Куда там... Сыграл около ста ролей и понял лишь очень немногое. Например, то, что успех — это всегда результат труда, почти каторжного, но что даже и такой труд не гарантирует успеха. И еще. Нужна и хорошая драматургия, и близкая тебе роль, и режиссер, который, к слову сказать, может повести актера и туда, и не туда.

Тогда же, в первые годы своего актерства, понял, чем покорил меня театр. Неожиданностью, необычностью. И в то же время тем, что он «не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло». Покорил меня заостренным вниманием к конкретным жизненным проблемам. Это и сегодня — «в плюс» театру. И кинематографу. А «в минус» — нетребовательное, порой даже потребительское отношение к делу. Иной режиссер снимает картину или ставит спектакль, а тема ему не дорога, не болен он темой, проблемой. «Ладно, — думает, — для зрителя сойдет...» Вот и получается: фильмов, спектаклей выпускаем много, а хорошие из них можно пересчитать в минуту. При этом страдает и зритель, и само дело, и мы, актеры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Разорванный круг

Эдуард Филимонов, заместитель директора Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС

Освоение

Арсен Айруни, доктор технических наук, профессор, заместитель директора Института проблем комплексного освоения недр АН СССР