Одноклассники

Григорий Скульский| опубликовано в номере №1391, май 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Не так давно (точная дата не имеет значения) почта доставила мне заказную бандероль, которую я должен был получить почти четыре десятилетия назад. Но и это не так уж важно. Содержание бандероли было, по существу, письмом в вечность. Если бы не письмо, я не вправе был бы рассказать житейскую историю, в которой сам был действующим лицом, хотя и на третьестепенной роли.

...В конце тридцатых годов мне довелось учительствовать в небольшом южном городке. Городок как городок, с булыжными мостовыми, щелястыми дощатыми тротуарами, кирпично-красной пожарной каланчой, высящейся над белыми и голубыми домиками за желтыми и зелеными заборами, оберегающими яблоневые и вишневые сады.

Снимал я комнату на окраине, у пожилой вдовы паровозного машиниста Прасковьи Семеновны Плотниковой. Жила она на скромную пенсию, кое-какие доходы от сада да малую мою квартплату. Сама Прасковья Семеновна, впрочем, едва передвигалась на отечных ногах-тумбах, держась рукой за сердце, а настоящей хозяйкой была моя ученица — девятиклассница Руся, светловолосая, статная, синеглазая...

Преподавал я родной язык и литературу. Прозвище школьное имел «Артист» — вроде необидное: по молодости любил декламировать на уроках стихи, весьма тем увлекаясь, иной раз и в ущерб школьной программе.

На педсоветах мне здорово доставалось от дотошных ревнителей планов и методик за это увлечение. Однако, отнюдь не вступая в споры и даже каясь в грехах, я втайне утешал себя тем, что по крайней мере воспитываю в учениках не казенное равнодушие, а искреннюю любовь к поэзии.

Естественно, вел я и литературный кружок, романтически названный «Парус». И в этом кружке соревновались, поощренные мной, школьные стихотворцы.

Среди них особо выделялись неразлучные друзья Леня Бойко и Саша Башевский. Были они на первый взгляд поразительно схожи: лобастые, кареглазые (только и разницы, что у Лени волосы прямые, гладкие, а у Саши — курчавые, всклокоченные). И судьбы у них были схожи: оба детдомовские, оба не местные, а откуда-то привезенные. Слышал я стороной, будто Леня из куркульского рода, будто сын он того самого Бойко из села Дымарки под Киевом, что против Советской власти бандитствовал, а почуяв конец, запалил свою клуню, и амбар, и коровник, и конюшню со всей мычащей и ржущей отчаянно живностью. И сам с женой в хате своей богатющей от злобы сгорел. А хлопчик, мол, то ли чудом спасся, то ли, бешеного отца боясь, еще раньше из дома сбежал, беспризорничал среди чужих людей. По тем же слухам, в том же тридцатом или тридцать первом году в тех же краях городского уполномоченного Башевского, а заодно с ним и жену его, приехавших проводить коллективизацию, порубило кулачье топорами. Парнишку помиловали, хоть кто-то и сказал: «Крыс коли травят, крысят на развод не оставляют».

Не знаю, в какой мере соответствовали слухи действительности, что в них было фактом, что догадкой, что плодом фантазии того заведующего детдомом, которого в мою бытность уже в городке и след простыл. Ну, а Леню и Сашу, конечно, никто ни о чем не расспрашивал.

Саша и Леня любили друг друга. Схожие на первый взгляд, по существу, они были противоположностями, и дружба их была единством противоположностей.

Саша — непоседа, озорник, выдумщик, то пятерочник, то двоечник, то беспричинно грустный, то не в меру веселый, готовый влепить пощечину обидчику хоть бы на уроке, при всем классе. Общий любимец. И... комсомольский секретарь.

Леня — основательный, прочный, неторопливый, мрачноватый, железный отличник, староста класса, равно уважаемый учениками и учителями.

Леня относился к Саше, как к младшему брату, снисходительно, Саша к Лене — весьма почтительно, однако не без насмешливой подначки. И ни разу не пробежала между ними черная кошка, даже тогда, когда оба влюбились в Русю.

Саша был первым поэтом нашего литкружка. В нем, не боюсь ошибиться, тлела божья искра. Самые неумелые его стихи, кое-как зарифмованные, недодуманные, наивные, таили в себе волшебство таланта — раскованность ассоциаций, дерзкую чрезмерность метафор, неожиданность созвучий... В. кузнечном цехе его баллад выковывались ночные звезды и утренние зори, погибшие герои революции вставали из братских могил по сигналу тревоги — испанскому «но пассаран», и ветры пели: «Есть смертный бой, но смерти нет для тех, кто не страшится смерти».

О любви, как ни странно, Саша не писал, однако над каждым своим стихотворением ставил посвящение: «Русе».

Лене стихосложение давалось туго. Часами вымучивались строфы с рифмами «беды — победы», «народ — вперед». Но он был слишком упрям и упорен, чтобы отступиться, слишком верил в то, что нет таких высот, которых нельзя достичь трудом.

Леня изобрел свою систему самоусовершенствования: перво-наперво через подражание великим поэтам от Державина до Маяковского овладеть всей палитрой мастерства. Сказано — сделано. На очередное заседание литкружка он принес оду, где наши школьные классы именовались чертогами, а вечерние чаепития — полнощными пирами.

У меня не хватило духу посмеяться над Лениной системой и его одой, и я подумал: «Конечно, поэтами так не становятся, но ведь и познавание поэзии — добро». Ну, а ребята, хоть и улыбались «чертогам» и «полнощным пирам», верили в, несокрушимую Ленину волю — залог успеха.

На заседании «Паруса» в тот раз присутствовал директор школы, старый математик Петр Васильевич Довгань. Слушал он стихи молча, ни во что не вмешивался, только поглаживал свою седую бородку клинышком.

Потом уже, когда мы с ним остались наедине, сказал:

— Не очень-то мне нравится эта эпидемия рифмоплетства. Как бы она беды не наделала.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Непокоренные

Военная повесть «Смены». Война. Победа. Комсомол. Глава третья

Дети войны

Военная повесть «Смены». Война. Победа. Комсомол. Глава пятая

Солдатская верность

Военная повесть «Смены». Война. Победа. Комсомол. Глава седьмая