И вот домна, первая магнитогорская, возведена! Правда, недостроены здание над бункерами, галерея для подачи кокса, не смонтирован мостовой кран... Но кокс можно подавать вагонами, а чугун разливать с помощью лебедки. Значит, можно задувать?! Вице-президент фирмы «Макки», помогавшей проектировать и строить комбинат, мистер Хейвен категорически против: «Задувать самую большую печь на земле в такой холод?!» А морозы в конце января 1932 года стояли сорокаградусные. Мистер Хейвен был искренне уверен: ни к чему хорошему это не приведет, неизбежна катастрофа. Надо ждать весны. Он уговаривает по телефону Серго Орджоникидзе: «Не надо этого делать, потому что она погибнет!..»
П. МАЛИКОВ. Боюсь, что его не поняли...
А. ПАНКОВ. Не могли магнитостроевцы его понять. Ждать первого огня до весны, когда столько дней только им и согревались?!. Иностранные специалисты официально снимают с себя ответственность за пуск. Ее принимают на себя магнитостроевцы. Они жили тогда на одной земле, даже в одном городе, но в разных мирах.
А во время пучка – авария... Лопнула труба водовода. Добираясь до нее, отогревали землю кострами, ремонтировали, стоя по колено в воде...
И чугун пошел.
А уже 12 апреля...
П. МАЛИКОВ. В День космонавтики...
А. ПАНКОВ. Ну, до него было еще двадцать девять лет... Впрочем, почему еще? Всего. А 12 апреля 1932 года «Правда» сообщала: «Краснопутиловцы уже отправили на колхозные поля первую сотню тракторов, сделанных из магнитогорского металла».
П. МАЛИКОВ. На Магнитке было положено начало созданию комсомольско-молодежных ударных коллективов. Первым ударным объектом стало строительство второй доменной печи Магнитки, так и названной – «Комсомольская». Еще в марте 1931 года бюро Магнитогорского райкома ВЛКСМ обратилось к начальнику строительства Гугелю с просьбой поручить строительство второй доменной печи районной комсомольской организации. Приказом Гугеля она была выделена в отдельную хозрасчетную единицу. Но думаю, что комсомольской стройкой можно назвать весь Магнитострой.
А. ПАНКОВ. Что ж, ошибки тут, видимо, не будет. Поначалу строительство испытывало серьезный недостаток в рабочей силе. Разъехавшиеся по стране вербовщики положения не спасали. Так было, пока за дело не взялся комсомол. Вот что писали старые рабочие на страницах «Магнитогорского комсомольца»: «На площадке Магнитостроя 70 процентов молодежи, 11 тысяч комсомольцев. Нас, старых рабочих, комсомол нередко захватывает своим героическим энтузиазмом, служит примером, как надо бороться за большевистские темпы, за передовую технику».
Это на самом Магнитострое. Но, как тогда говорили: «Весь комсомол строит Магнитострой». Был создан совет сквозного комсомольского контроля за выполнением заказов Урало-Кузбасса. Его почетным председателем был В.В.Куйбышев. 150 промышленных предприятий страны выполняли заказы Магнитки. На них шло соревнование за ускоренные темпы и высокое качество их выполнения. Создавались комсомольские посты, следившие за движением заказов. Специальные пункты о заказах Магнитостроя непременно вносились в договоры о социалистическом соревновании. Железнодорожники старались создать «зеленую улицу» составам, следовавшим на Магнитку.
П. МАЛИКОВ. Так же, как в те годы строилась Магнитка, сейчас всем комсомолом осваивается Тюмень. Ну и Магнитка, конечно, не в стороне. Правда, прямых заказов у нас от тюменцев немного. Но вот идет на «Сибкомплектмонтаж», строящий на нефтепромыслах объекты одобренным XXV съездом партии блочно-комплектным методом, наш металлопрокат. Все заказы Тюмени взяты сейчас под контроль «Комсомольским прожектором» комбината. Не годилось бы Магнитке подводить ударников нынешних комсомольских строек.
А. ПАНКОВ. Верно, ведь к делам Магнитки считал себя причастным каждый комсомолец. Вот какое письмо получили как-то магнитостроевцы с небольшой станции Амосово от Миши Барышева:
«Товарищи магнитостроевцы! Хотелось мне попасть к вам, но я больной и прикован к станции. Смотрю на поезда. Хожу по станции и вижу в тупиках на вагонах мелом написано: «Груз Магнито-строю!» Стоят эти вагоны... То идет, другое идет. А они стоят. Взял я и тайно (не знаю, можно ли так?) сам написал плакаты да и налепил их на вагоны. А написал так: «Товарищ! Здесь срочный груз гиганту металлургии – Магнитострою. Не будь преступником перед страной, жаждущей его железа. Проталкивай груз в первую очередь!» И что же – ушли все вагоны. Не показывая виду, спрашиваю у начальника станции про них. А он говорит: «На них надпись какая-то неудобная. Неловко их держать на станции».
Правда, прибыл как-то на Магнитострой вагон с надписью совсем другого порядка. «Шиш вам построить завод!» – запугивала она. Все оборудование в этом вагоне было разломано и перемешано. Не давала кому-то покоя Магнитка. Понимали, насколько сильнее станет с ней страна. Бывали происшествия и на площадке: то в бетономешалку на плотине сунут пудовый камень, то вспыхнет на буровой пожар. А то нападут ночью из-за угла на ударника...
Нет, не только энтузиасты, бредившие мировым гигантом, добирались до Магнитостроя. Шихта сложнейшего состава бурлила, плавилась на его площадках. Огонь энтузиазма выжигал из нее неверие и равнодушие. Расхлябанность, разгильдяйство, недисциплинированность уходили шлаками. Точно называли стройку еще и так: Человекострой.
Магнитка не допускала отстающих. «Вторая и третья смены работали с перебоями. Ночью проведен митинг тревоги... Десять человек вступили в батальон энтузиастов. Начали прорабатывать встречный промфинплан» – это документ тех первых лет. А вот пример послевоенного времени. Тогда перестал справляться с возросшим потоком грузов внутризаводской транспорт. Возникла острейшая необходимость: в самые короткие сроки перейти с паровой тяги на электрическую. Опыта такого переустройства в условиях действующего производства не было. Взялся за это дело комсомол. И цехи отпускали своих ребят, хотя многие из них уходили на транспорт навсегда.
П. МАЛИКОВ. Не принято на Магнитке оставлять трудные участки без помощи и сейчас. В начале этого года создалось сложное положение на коксохйме. А со слабым коксохимом комбинату жизни нет. Чтобы оказать оперативную помощь, нужны были люди. Причем не лишь бы кто-нибудь со стороны, а проверенные работники с комбинатовской закалкой. Такие, которые действительно могли бы помочь в короткий срок сломать создавшееся положение. И комитет комсомола объявил призыв комсомольцев, передовиков из числа молодежи на работу в коксовые цеха. Строго на добровольных началах. За каждым оставлено право вернуться обратно в свой цех. Никакими благами ребят не заманивали, наоборот, говорили о трудностях. И еще о том, как это нужно Магнитке. С ними не раз встречался, беседовал директор комбината. И вот что еще важно: ребят не просто «бросили на трудный участок» – в подкрепление создали оперативные бригады треста «Уралдомнаремонт» для установки нового оборудования и ударные отряды из цехов ремонта металлургических печей для обновления техники. Добровольцев откликнулось достаточно. Объясняли они свое решение так: надо помочь Магнитке, и – хотелось бы испытать себя в трудном деле. А некоторые надеются найти себя на новом месте. Бывает же и так, что самая благополучная со стороны жизнь самого человека не устраивает. В общем, ни о каких жертвах речь не велась.
А. ПАНКОВ. Так что, видимо, можно сказать, что дело это оказалось нужным не только комбинату, но и самим ребятам... Что и говорить, наследство у Магнитки завидное.
П. МАЛИКОВ. И трудное. Очень ко многому обязывает.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.