удовольствия.
Царь поднялся с ковра и сказал:
– Знаете что, вы мне оставьте эту игрушку. Сколько вам нужно денег?
– Один миллион, – не моргнув, ответил Лебеденко.
– У вас есть какая-нибудь бумажка? Давайте я напишу.
Чистый лист мигом оказался под высочайшим пером, и Лебеденко уехал от царя с миллионом рублей в чемодане. «Это факт! – вспоминает А. А. Микулин. – И на эти деньги мы стали строить «Нетопыря».
Корпус делали в специальном ангаре в Хамовниках, на теперешнем Комсомольском проспекте (здание сохранилось и поныне), а колеса строили под Дмитровой. Целиком «Нетопырь» решили собрать у большой березы в лесу, который охранялся солдатами. У березы танк собрали с умыслом: чтобы проверить, рухнет ли дерево, когда он пойдет.
Стечкин завел двигатель, Микулин сел за руль, дал газ. «Нетопырь» тронулся с места, подмяв под себя толстую березу. Солдаты закричали «ура!», и все шло хорошо, пока танк двигался по гати. Но как только гать кончилась, задний каток ушел в мягкую землю. Место было болотистое, и вытащить увязший «Нетопырь» силенок у двух моторов «Майбах» не хватило. Так он и остался на добрых три десятка лет ржаветь в подмосковном лесу...
Создатели танка столкнулись еще с одной неприятностью. Немецкие «Майбахи» работали неважно, часто ломались, и друзья решили сделать свой двигатель – авиационный. Первый мотор, который они вдвоем спроектировали и построили, назывался «АМБеС» (Александр Микулин, Борис Стечкин). Двигатель был двухтактный, давал мощность 200 лошадиных сил и 2000 оборотов в минуту. В этом двигателе, также выполненном в лаборатории Лебеденко, впервые в мире был осуществлен впрыск топлива в цилиндры. Однако двигатель требовал доводки, а деньги у Лебеденко кончились. Тогда «Бархатный кот» решил продать мотор в Америку. В один из августовских вечеров 1916 года он пригласил Стечкина и Микулина в ресторан «Метрополь», где их дожидались два американца.
– Людям с таким талантом, как у вас, – сказал
один из иностранцев Стёчкину и Микулину, – ну
жен простор для работы, нужен... как бы вам
сказать, американский размах. Мы покупаем ваш
двигатель и предлагаем переехать в Северо-Американские Штаты, где вы будете жить, как говорят у вас в России, припеваючи. – Американец сказал все
это по-русски, засмеялся и затянулся сигарой.
Потом положил ее на край пепельницы и вновь
продолжал деловым тоном: – Для начала мы будем
платить вам по тысяче долларов в месяц, а потом
устроим общество – во главе с вами, разумеется,
господа Стечкин и Микулин, – общество по эксплуатации вашего двигателя.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.