Коллективизм - наша сила и оружие

Борис Чирков| опубликовано в номере №766, апрель 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из письма в редакцию

Недавно я прочел в «Смене» статью А. Гербера «Плюшкин от культуры», ознакомился с откликами, опубликованными в журнале. Мне кажется, вопрос об отношении человека к коллективу, о его обязанностях перед коллективом, перед обществом приобретает особую остроту именно сейчас, когда наш народ приступил к развернутому строительству коммунистического общества. Вот почему и я хотел бы присоединить свой голос к тем, кто серьезно обеспокоен поведением молодого инженера Ковальского.

Мы, люди старшего поколения, иной раз вздыхаем, сожалея, что слишком быстро летит время, досадуем, что вот уж и седину никак не упрячешь в прическе... А ведь в общем - то часто убеждаемся, что возраст наш имеет даже свои достоинства, а может быть, и преимущества перед вашим, комсомольским, дорогие читатели.

В чем? Да в том, что нам виднее та дорога, по которой прошли мы трудный путь за истекшие сорок с лишним лет. Есть с чем сравнить наши достижения, и оттого они кажутся ценнее и радостнее.

Мы ведь еще помним то время, когда самой распространенной обувью в России были лапти. А вы, молодой читатель, видели их когда - нибудь на живом человеке? Мы помним, когда на целую деревню были один - два человека, умеющие читать и писать. А вам пришлось встретить хоть одного неграмотного старше восьми и моложе восьмидесяти лет? Мы помним поля, по которые тащилась «сивка» с деревянной сохой. Видели вы хоть в музее это орудие? Вот поэтому - то и сапоги на ногах деревенских жителей, и трактора на пашне, и всеобщая грамотность вызывают у людей нашего поколения гораздо больше радостных эмоций, чем у вас, молодые друзья.

Но еще большее удовлетворение вызывают у нас изменения, происшедшие в самом человеке, в его сознании. Собственнические инстинкты, эгоизм, жестокость, недоверие друг к другу - все эти свойства человеческой натуры постепенно уступили место чувствам более высоким, рожденным новыми условиями существования социалистического общества: доброжелательности, гуманности, коллективизму.

Конечно, быстрее бросаются в глаза достижения в промышленности, сельском хозяйстве или быту, чем перемены в духовном облике людей, чем новые черты человеческого характера. Самое консервативное на свете - это инерция человеческого сознания и психологии. Легче заменить на полях лошадей тракторами, легче превратить отсталую, сельскохозяйственную страну в передовую, индустриальную, чем перестроить людское сознание. И хотя переделка сознания - дело сложное, долгое и трудное, она - то больше всего и радует тех, для кого строительство нового общества было главным смыслом всей их жизни.

Когда - то в нашем отечестве придумали пословицу: «Моя хата с краю, я ничего не знаю!». Эта поговорка очень верно определяла психологию большинства людей того времени: живу один, сам по себе, своими заботами и нуждами, и ни до кого нет мне дела. В зарубежных странах до сих пор еще бытует поговорка: «Мой дом - моя крепость!». В ней заключена старая философия индивидуализма: пусть весь мир живет своими делами и заботами, а я буду отсиживаться за стенами построенной мною крепости.

В нашей стране силами революции, новым укладом жизни разбиты стены этих эгоистических, индивидуальных крепостей. Живем мы теперь по - другому: интересы страны, народа так слились с нашими личными интересами, что разделить их невозможно. Мы знаем: индивидуальное, личное счастье может быть добыто только усилиями всего народа в борьбе за счастье страны. И это громадный шаг вперед в совершенствовании человеческой натуры, это - замечательное достижение в построении нового, более совершенного, свободного и счастливого общества.

Нужно ли доказывать это примерами? Вся история нашего государства - свидетельство этому. Где, когда, какой народ за короткий период - каких - то сорок лет! - достигал таких громадных успехов, как наш, советский народ? Был ли когда - нибудь мир свидетелем проявления такого массового героизма, какой проявил наш народ в период борьбы за независимость своей Родины? А когда случалось, чтобы трудовые подвиги были полны такого же самоотвержения, как и подвиги на поле боя? Оборона Сталинграда и освоение целинных земель требовали от людей не только храбрости, мужества и настойчивости, но и высокой сознательности, необычайной преданности долгу. Нет другой страны, которая за столь короткий срок добилась бы таких достижений в науке и технике, каких добились мы.

Сегодня советские люди начали претворять в жизнь величественную программу семилетки, которую после всенародного обсуждения утвердил XXI съезд Коммунистической партии. По своим масштабам, глубине и значению эта программа не имеет себе равных: мы приступили к развернутому строительству коммунистического общества! И никто ни на минуту не сомневается в том, что величественные планы, разработанные партией, будут успешно выполнены.

Чувство коллективизма глубоко укоренилось в нашем сознании. Стремление жить, трудиться и бороться коллективно - вот наша сила и оружие, которым мы теперь владеем. Это чудесное чувство проявляется на каждом шагу. Наши ученые идут на заводы, чтобы непосредственно самим рабочим передать свои знания и помочь им сделать труд более производительным. Передовые рабочие выступают с докладами в Академии наук и таким образом обогащают науку производственным опытом. Передовые методы труда становятся достоянием всех предприятий, а не одного цеха или завода. Простой агроном совершает переворот в сельскохозяйственной науке и тут же делится своим открытием со всеми тружениками земли, желающими продолжать его опыты и трудиться по его методу. Советские работники искусства раскрывают секреты своего мастерства участникам художественной самодеятельности и радуются рождению каждого нового таланта.

Мы не прячем и не скрываем ничего из наших материальных и духовных богатств. Мы ставим их на службу человеку, чтобы улучшить его жизнь, продвинуть его вперед по пути прогресса. Мы щедрый, добрый, благожелательный народ. И разве эти качества не поднимают человека на более высокую ступень духовного развития?

Советские люди твердо убеждены, что чем выше сознание человека, чем тоньше и богаче его духовный мир, глубже и шире его познания, тем больше обязательств у него перед людьми: быть их помощником, наставником, товарищем в труде и жизни. Тем большим должен быть его вклад в общее дело строительства новой жизни. Так думают советские люди, весь народ - высший судья наших дел.

Почему разговор о Ковальском, Поднятый журналом «Смена», вызвал такой поток откликов со всех концов страны? Дело не в том, что в армии строителей нового мира стало меньше на одного бойца. Дело в том, что жизнь и пример Ковальского - это микроб болезни в здоровом теле, это тормоз в нашем движении вперед.

Ведь если попытаться поглубже осмыслить рассуждения Ковальского, то незаметно придешь к выводам очень суровым, но в то же время логически неизбежным. В одиночестве Ковальского, в его отгораживании от людей, пренебрежении к ним есть явное противопоставление себя обществу. Основа такого противопоставления обществу - убеждение, что «я» - натура более тонкая, сложная, глубокая, по своим духовным запросам стоящая выше окружающих «серых», «скучных», «отсталых» людей, то есть «я» - личность необыкновенная, исключительная. Следовательно, для этой личности должны быть созданы особые, исключительные нормы поведения, организованы особые условия существования...

Но ведь такие убеждения стоят совсем рядом с философией, которую проповедовал Ницше! А мы очень живо помним, как целых четыре года должны были оборонять свою Родину от приверженцев и последователей этой философии!

Я не думаю, чтобы Ковальский дошел до такой степени отрицания своей связи с народом, что сознательно перешел бы в лагерь врагов трудового народа. Но хочет он или нет, а путь, на который он встал, на руку тем, кто на деле осуществляет свою программу эгоизма и человеконенавистничества.

А мы хотим мира на земле, радости, счастья всем живущим на нашей планете.

Весь уклад советской жизни расходится с тем, как живет «интеллигент» Ковальский. Мы всем нашим громадным коллективом учимся, работаем, отдыхаем. Он тяготится нашим обществом. Ну, что ж, пусть и не сетует Ковальский на то, что, отказавшись делить с нами наши труды и досуги, боясь растратить «попусту» накопленные им духовные ценности, он в конце концов останется нищим и одиноким себялюбцем, так как не нужен он будет нам ни как друг, ни как помощник в наших трудах.

Так и пройдет Ваша скучная, жалкая жизнь, Ковальский. «Ни сказок о ней не расскажут, ни песен о ней не споют!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены