— Почему ты не кончаешь курсов? Отвечай!
— Так.
— Это не ответ.
— Так… раздумалась… Вот я учусь, а в мире — насилие, зло, произвол… и дети гибнут… женщины… много всякого народа гибнет, а другие на их счет отвратительно толстеют… А я все учусь. И еще много зла совершится… самого непоправимого… И много будет и слез, и крови, и задушенных неотомщенных проклятий, а я все буду учиться. Ну, и не захотелось…
Она отодвинула от себя чашку.
Гуськов почувствовал, как у него задрожали руки, но не нашелся, что возразить.
— Кому от этого будет легче? — спросил он, наконец.
— Никому… Я сама знаю: никому… А хуже будет… некоторым.
— Это сила вещей. Тут единицы ни при чем, — вспомнил Гуськов.
— Знаю. Все равно. Пусть. Я, быть может, тоже сила вещей…
Она решительно закуталась в платок и угрюмо замолчала.
Он задумался.
Гуськов под старость всегда о чем-нибудь упорно думал. Часто по целым часам ходил и думал, и даже ночью, лежа с открытыми глазами. Думал обо всем, что случайно поражало его внимание: о турках, о Японии, о сельской общине. Теперь он думал о Варе.
«Ухватиться, дедушка, не за что». Эти слова жалобно тронули его сердце. Ложась спать, он думал, припоминая весь разговор:
«Убеждения имеет только тот, кто ищет спокойствия… для себя…»
Гуськов покачал головою.
— Да, для себя… Это дурно. Дальше что?
«Отложить решение двух-трех проклятых вопросов, а потом постараться позабыть, что отложил».
— Да, и будет казаться, что решил. Это бывает.
Ему стало неприятно от сознания, что и с ним это бывало.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Что снимают микрофотографы?
Как американцы получили в подарок Троянского коня
Почему мужчины в Москве снова могут носить оружие