Второй год учебы самый фундаментальный. Молодой режиссер приучается работать с человеческим материалом - актером. Организовать человека труднее, чем машину.
Машины все «способны», люди не совсем...
Нервная работа.
Делать «жизнь молча» - высокое и трудное искусство.
Перед мнимым аппаратом проходят сцены живых, но немых героев.
Обнимая стул, ученица восторженно шепчет: «Мой милый, я тебя так долго ждала». И никому вокруг не смешно. Надо уметь и стул обнимать. В этом искусство.
Режиссер следит, чтобы любовь к стулу не была особенно пылкой. Потом лихо ездят на табуретах. Это значит - играют ковбоев.
И все должно быть реальным и четким. Только здесь студент проверяет правильность построенных им сцен. Затем он переходит к обобщению работы над этюдами. Пишет сценарии, т. - е. в голове имеет готовые сцены, уже отчасти смонтированные.
Голова ходит кругом. В водовороте учебы теряется обычное мышление, ему на смену приходит какое - то непоседливое, взволнованное мышление: образами, ассоциациями, этюдами, кадрами.
Это самый счастливый момент в жизни начинающего режиссера.
Ему дается 100 - 150 метров пленки, он может делать с ней, что ему заблагорассудится.
Что может быть более великолепным и творчески безудержным для него, чем момент, когда ручка кино - аппарата начинает медленно, шаг за шагом, запечатлевать кадры его первого и самого волнующего сценария.
Потом приходит время диплома. Выпускнику - режиссеру дают ставить настоящую картину. Наступает время проверки кинематографических способностей, творческих сил выпускника.
Верные друзья режиссера, молодые с кепкой козырьком на затылок - операторы проверяют свои силы с режиссером одновременно.
Путь собрата режиссёра - оператора к аппарату идет через лабораторию. Химия, физика, оптика, анатомия...
Не так уж просто крутить ручку киноаппарата. Узнают аппарат на - зубок; начинают любить его, как неотъемлемую часть своего организма. И много пленки испорчено, пока создаются настоящие «точки зрения».
Выпускник - оператор также впервые накручивает «настоящую фильму». Объектив уверенно завлекает «героя» на пленку, оформляет действие героя художественно - красочным, и за первыми удачно заснятыми кусками приходит настоящее мастерство.
Тогда, вспоминая о голодных годах в ГТК, режиссер, оператор и актер радостно вздыхают: самое тяжелое - позади.
Впереди творческая работа. Самое интересное сейчас - лаборатория по изучению психологии зрителя, руководимая Эйзенштейном.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.