Дирижер студенческого оркестра

А Розанов| опубликовано в номере №584, сентябрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1943 году Газиз Дугашев впервые дирижировал оперой «Даиси» на сцене Алма -Атинского театра оперы и балета. Дебют прошёл удачно. Это было началом нового творческого пути Газиза.

С того дня молодой дирижёр провёл сотни репетиций, участвовал в десятках спектаклей. Дугашев чувствовал себя снова в. строю.

Скоро осуществилась и давняя мечта молодого дирижёра: в 1948 году Газиза Дугашева приняли в Московскую консерваторию. Он был зачислен в класс профессора Николая Павловича Аносова.

Трудолюбие и настойчивость помогли Газизу завершить пятилетний курс обучения на дирижёрском факультете за два с половиной года. Таких случаев ещё не было в Московской консерватории.

Окончив консерваторию, Газиз вернулся в Алма-Ату, полный творческих планов. Он был назначен главным дирижёром Театра оперы и балета имени Абая. Под управлением Дугашева впервые прозвучала опера Мукана Тулебаева «Биржам и Сара», удостоенная Сталинской премии. Дугашев был одним из руководителей постановки первого казахского балета, «Камбар и Назым». Газиз с увлечением принялся за работу над симфонической поэмой «Ризвангуль», написанной его товарищем, первым уйгурским композитором, Кудусом Кужамьяровым, который за эту поэму был удостоен Сталинской премии.

Нынешним летом Газиз Дугашев одержал новую победу: он занял первое место в конкурсе на должность дирижёра Большого театра Союза ССР. Ему оказали большое доверие, поручив руководить на Всемирном фестивале молодёжи в Берлине оркестром студентов Московской консерватории.

... И вот концертный зал Фридрихштадтпаласта погружён в темноту. Поднимается занавес. Перед зрителями постепенно вырисовываются очертания кремлёвских башен, освещается герб Советского Союза. Газиз Дугашев взмахивает палочкой, и с первыми величественными звуками Гимна Советского Союза включается полный свет; одновременно над сценой взвиваются шёлковые знамёна шестнадцати республик нашей страны.

Так начался концерт. После каждого номера зрители аплодировали стоя. Звучали приветственные возгласы. Хор молодых ленинградцев, танцы карело-финнов и уральцев, таджикская пляска в исполнении Люфати Захидовой - всё вызывало восторг зрителей.

Газиз Дугашев снова взмахнул дирижёрской палочкой, и зал поднялся со своих мест, как один человек, запевая:

«Дети разных народоМы мечтою о мире живём...»

Газиз дирижировал, обернувшись в зрительный зал. Пели американцы и англичане, иранцы и австралийцы, китайцы и чехословаки, корейцы и негры...

«Вторит песне той Весь шар земной...»

Это ему, Дугашеву Газизу, выпало счастье продирижировать этим хором, этой песней честных людей всего мира.

Концерт советского симфонического оркестра прошёл с огромным успехом. Газизу предложили выступить на открытом воздухе. Оркестр играл в одном из пригородов германской столицы. Слушатели - их было около трёхсот тысяч - расселись на длинном пологом склоне зелёного холма. Оркестр расположился внизу, на помосте. Программа была строго академической: Бетховен, Шуберт, Чайковский, Глинка, Кабалевский, Римский - Корсаков.

Нужно было слышать, как зрители аплодировали оркестру!...

А Газизу в эти минуты почему-то припомнилась большая и трудная дорога, которой он пришёл сюда, в Берлин. Он, и эти юноши и девушки всех стран, и его фронтовые друзья шли в этот возрождённый к жизни город как солдаты мира!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Встречи друзей

Из блокнота корреспондента