Декабристы в Московском университете

Д Рохленко| опубликовано в номере №567, январь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Медицина часто прибегает к кровопусканию и ещё чаще к лечению рвотным, однако из сего нисколько не следует, что людей здоровых - а их, без сомнения, более чем больных, - необходимо подвергать постоянному кровопусканию или употреблению рвотного.

Потеряв самообладание, красный от гнева Сандунов кричит, брызгая слюной:

- Замолчите! На такие возражения всего лучше мог ответить московский обер-полицмейстер, но поскольку университету приглашать его сюда было бы неприлично, то я, как декан, закрываю диспут...

И Сандунов поспешно выходит из аудитории. Следом за ним семенит Малов. Студенты шумной толпой окружают Семёнова. Ему аплодируют, пожимают руки...

* * *

..22 декабря 1815 года. Торжественный акт в университетском пансионе в разгаре. Гремит оркестр. Его сменяет хор. Среди гостей в зале - ректор и профессора университета. Начинаются выступления воспитанников. Вот один из них вышел на середину зала.

- Господа! - обращается он к присутствующим. - Сейчас вашему благосклонному вниманию представлена будет пьеса «Разговор о путешествии», сочинённая воспитанником благородного пансиона Евдокимом Лачиновым.

Появляются трое юношей. Пьеса начинается. Софроним, Мелодор и Критон ведут разговор о путешествии.

Первый из них пренебрежительно относится к России, он мечтает о «Геттингене, городе учёности, пышном Лондоне, шумном Париже».

«А здесь - как всё мне наскучило! Однообразие терзает мою душу!»

В разговор вступает Мелодор. «Мне стыдно это слышать от вас, Софроним! - с гневом восклицает он. - Перестаньте, сударь, перестаньте, пожалуйста, унижать себя и соотечественников своих перед иностранцами!»

Мелодор с уважением говорит о Расине, Монтескье. «И я бы желал побывать в чужих краях, - заявляет он, - но не с тем намерением, с каким вы, но для того только, чтобы блеснуть как русскому, чтобы на меня указывали и говорили: вот русский, вот гражданин того народа, который нас спас!»

Спор продолжается, в него включается Критон. «Многие из молодых людей, - говорит он, - вместо того, чтобы у иностранцев занять хорошее, возвратились сами только что иностранцами». Он с презрением говорит о «ни к чему не способных полурусских». При этом Критон подчёркивает, что «сам любит умных людей, какого бы они народа ни были», но отечество для него всего дороже. «Из всего надобно выбирать хорошее, сколько возможно», - говорит Критон. И он не против путешествия за границу, «но только чтобы не сделаться космополитом и, уделя чувства любви всем, чтоб не охладеть и к своей Родине».

В конце концов, Софроним соглашается со своими оппонентами и признаёт свою неправоту. Мелодор советует ему: «Вы бы более принесли пользы, если бы поехали путешествовать по России. Вот обширное поле для наблюдений! Здесь всё: и горы, и земли, и самые жители достойны внимания!»

Пьеса окончена. Гости выражают своё одобрение. А где же сам автор? Вот он стоит у колонны. Студенческий мундир облегает его стройную фигуру. В глазах сдержанное волнение, на открытый лоб упала непокорная тёмно-русая прядь.

- Автор сей пьесы, - слышится где-то рядом скрипучий, старческий голос, - без меры возвеличивая народ, умалчивает о венценосном владыке нашем - государе... Как, бишь, зовут юного сочинителя?

- Кажется, Лачинов.

Вновь звучит оркестр. Торжество продолжается...

* * *

Это страницы далёкого прошлого, несколько эпизодов, связанных с пребыванием декабристов в Московском университете.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Родной образ

На Всесоюзной художественной выставке 1950 года