Чтобы уяснить себе, какого рода «проблемы», надо подробнее рассказать о «Коро». Создан он на основе автомобиля «МАЗ-537». На платформе – лебедка, дизели, монтируется вышка высотой в 28 метров, на двух лафетах – насосная станция, ротор, «маски» для укладки труб. Это оснастка комплекса.
Впечатляют технические параметры установки-гиганта. Мощность мотора 537 лошадиных сил, бензобак вмещает полторы тонны горючего, скорость «передвижной ремонтной мастерской» достигает 40 километров в час.
При помощи «Коро-80» исследуются пробуренные скважины, осуществляется их капитальный ремонт. Рассчитан комплекс на скважины глубиной до 7 километров. Экзамен на заводском испытательном стенде «Коро-80» выдержал успешно. Как он проявит себя в «настоящем деле» на нефтепромыслах Тюмени? Ответа на этот вопрос с волнением ждут и проектировщики из Азербайджанского научно-исследовательского института нефтяного машиностроения и заводские специалисты. Два комплекса отправлены в адрес «Главтюменнефтегаза».
А теперь о проблемах. Предоставим слово главному конструктору:
– Из года в год завод в содружестве с проектными отраслевыми институтами изготавливает, испытывает и осваивает производство новых нефтепромысловых машин и оборудования. Мы прекрасно понимаем, что дальнейшие перспективы развития Западной Сибири ставят перед нами задачу сделать эту работу еще более эффективной, целенаправленной. Многое нами достигнуто. Так, по плану новой техники на 1978 год выполнено работ на 6 миллионов 183 тысячи рублей, что на 53 процента больше, чем в 1977 году.
Для Севера мы должны создавать самую совершенную технику. В этом вопросе двух мнений быть не может. В технической характеристике различных агрегатов и механизмов такие «черты», как морозоустойчивость, высокая проходимость, маневренность, обязательны.
Что требуется для того, чтобы в наших цехах без отчаянной натуги и авралов создавались самые современные агрегаты? Нам самим необходима современная техника. За десять последних лет на заводе не вводились производственные мощности. А сколько «станков-пенсионеров»? В основных механосборочных цехах большинство из них служит более двадцати лет. Не пора ли им на покой?
Прежде чем сшить костюм, снимают мерку, а не наоборот. Памятуя об этом, наверное, перед тем, как заказывать изготовление сложного комплекса заводу, следовало бы изучить возможности предприятия.
Спору нет, нефтяникам нужен такой мощный, маневренный комплекс, как наш «Коро». Но ведь гигантские его размеры требуют соответствующих производственных площадей, подъемных средств и т. д. Он у нас, как Гулливер в стране лилипутов. 30 крупных узлов, производственный цикл от изготовления до наладки – 8 месяцев. Если «Коро» снаряжать в сборочном цехе, где производственная площадь всего 800 квадратных метров, надо приостанавливать на длительный срок сборку других важных агрегатов – «Бакинцев» и штанговозов. Где выход? Пробовали даже на улице вести сборку. Но какое же качество может быть при таких условиях?
Когда я сказал «миллион проблем», преувеличил немного. Детально говорить обо всех невозможно. Коротко – необходимо. Например, для изготовления деталей «Коро» заводу не хватает 10 токарных и 2 карусельных станков. 10 заводов отрасли, участвующих в изготовлении комплекса, постоянно срывают поставки важных узлов...
Таковы здесь проблемы.
За разговорами и встречами я не заметил, как прошел день. Мы шли с Гусейном Бахшиевым по территории завода. В быстро густеющих зимних сумерках яркими огнями один за другим загорались окна цехов: на вахту заступала вторая смена. А где-то вдали на подъездных путях слышался мерный перестук колес: это к складу готовой продукции подходили порожние платформы, чтобы завтра, как и каждый день, отправиться отсюда с грузом по северным адресам.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.