Приехав в 1855 году на несколько месяцев в Иркутск, художник остановился у своего большого друга доктора И. С. Персина. Еще за несколько месяцев до того, как Бестужев отправился в Иркутск, Персии написал ему 23 ноября 1854 года о «пламенном» желании показать своих сыновей – четырехлетнего Сережу и двухлетнего Мишу – и о готовности ради этого привезти детей в Селенгинск. Нет сомнений, что когда Персии решил предпринять такое утомительное путешествие, он не только хотел похвалиться своими детьми перед Бестужевым, но и просить его сделать их портреты. Вероятно, портреты были исполнены, и художник, конечно, вложил в эту работу все свое умение. Приходится жалеть, что эти акварели, видимо, погибли. А сколько других такого же рода работ художник создал по просьбе своих друзей, обретенных им на поселении! Неужели все это кануло в Лету?
Ряд детских портретов Бестужев исполнил в те годы для заработка. Он писал их не только акварелью, но и маслом, к тому же немало. До нас подлинники таких работ маслом не дошли. Сейчас известны два полотна, являющиеся копиями, оригиналы которых, ныне утраченные, приписываются Бестужеву. На них- изображены взрослые вместе с детьми.
Созданная Николаем Бестужевым на каторге портретная галерея декабристов и их жен воспринимается как проникновенная акварельная повесть о судьбах лучших сынов и дочерей России. В творческом наследии художника портреты детей занимали скромное место. Ныне известны лишь единичные образцы бестужевских детских портретов. Но если бы все они сохранились, то получилась бы еще одна портретная галерея – детей и внуков декабристов, а также детей и внуков людей, ставших друзьями Бестужева во время его пятнадцатилетнего пребывания на поселении. А то, что Бестужев проявлял порой большое мастерство в этом жанре, можно судить по портрету Гриши Наквасина. Хочется надеяться, что эти работы еще обнаружатся и расширят наши представления о декабристе-художнике Николае Бестужеве – мастере акварельных портретов.
Что касается дальнейшей судьбы отысканных мною семидесяти шести исполненных Николаем Бестужевым акварельных портретов декабристов и декабристок (основное собрание), то это собрание, как и вся моя коллекция произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства, станет собственностью Родины, взрастившей меня и сделавшей возможным развитие того, что стало потребностью моего сердца.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.