- Слово предоставляется диссертанту инженеру Фёдору Алексеевичу Малышеву, - объявил председатель Учёного совета действительный член Академии наук БССР Н. Ф. Ермоленко, и на трибуну поднялся высокий худощавый человек с густыми бровями. На его пиджаке горела Золотая Звезда Героя Советского Союза.
Он спокойно окинул взором заполненный конференц-зал Академии, развернул свои записки и в полной тишине произнес:
- Мне предстоит сегодня защитить диссертацию об исследовании влажности в верхних слоях залежи при добыче фрезерного торфа.
Два года кропотливого, напряжённого труда отдал Фёдор Алексеевич Малышев своей диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук. Не в тиши кабинета, а в сложных производственных условиях, непосредственно на торфяном предприятии, готовил он свою работу. И задумал её он не два года назад, а значительно раньше, вскоре после окончания Великой Отечественной войны.
Инженер одного торфяного предприятия на Витебщине, Малышев не мог примириться с тем, что между фактическим сбором фрезерного торфа и теми нормативами, которые приняты в торфяной промышленности, существует большой разрыв. Откуда он происходит? Как устранить его? Это и поставил своей задачей молодой учёный.
Война застала его в Витебской области. Он только окончил торфяное отделение Минского политехнического института имени Сталина и
работал инженером-торфяником.
Молодому инженеру было всего 26 лет, и он горел желанием применить свои знания на практике, на производстве. Рабочие сразу же полюбили инициативного инженера-общественника, комсомольца и вместе с ним, под его руководством, охотно внедряли новые методы добычи торфа.
Фёдор Малышев и рядовые торфяники сделали всё, чтобы оборудование торфяного предприятия не досталось врагу, и уже тогда у молодого инженера созрела мысль создать группу подрывников, чтобы действовать в тылу врага.
Командир партизанского отряда внимательно расспросил у вновь принятого партизана, что он делал до сих пор, что может делать.
- Торф - предмет мирный, но я имел дело с машинами, с техникой, - говорил Малышев, - и думаю, что мои знания здесь пригодятся. Направьте меня в группу подрывников.
- Район хорошо знаете?
- Ещё бы! Моё детство прошло тут. Я тут и рыбачил, и охотился, и грибы собирал, и учился.
- Хорошо, пойдёте в подрывники.
С товарищами по группе Фёдор Алексеевич делился заветной мечтой: после войны попасть в Академию, в Институт торфа, стать аспирантом, чтобы отдаться любимой научно-исследовательской работе, диссертации.
Инженер знал: этот желанный день сам не придёт, за него нужно бороться. И он боролся, отважно, бесстрашно.
На личном боевом счету Фёдора Алексеевича был не один взорванный вражеский эшелон с солдатами, с боевой техникой; их не допустил к фронту, рискуя своей жизнью, смелый советский человек.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 года Фёдору Алексеевичу Малышеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны на видном месте в галерее партизан висит портрет тов. Малышева.
Кончилась война. Взрывы, засады, мины - всё это отошло в прошлое, и тогда сбылась мечта полесского колхозника, инженера, воина; он приехал в Минск и начал работать в Институте торфа.
* * *
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.