Шепетовский музей Н. А. Островского разработал недавно обнаруженные архивные материалы, касающиеся деятельности Николая Островского в комсомольских организациях Подолии (1923-1925 годы). Материалы эти ранее не были опубликованы. Научный сотрудник музея П. М. Яновская на основании ранее известных, а также новых материалов проследила, какое отражение нашла деятельность Н. А. Островского в эта годы в книге писателя «Как закалялась сталь». «Смена» публикует отрывки из этой работы о Николае Островском - любимом герое молодёжи, ушедшем от нас пятнадцать лет назад.
Почти одну треть своей короткой, но яркой жизни провёл писатель-большевик Н. Островский на Подолии (тогда Волыни). С Подолией связаны в жизни Н. Островского значительные события и даты.
... Медицинская комиссия признала Н. Островского инвалидом первой категории и дала ему право на получение пенсии. Юноша решительно отказался от мысли выйти из строя, стать иждивенцем страны. Он отказался от пенсии и скрыл от всех свою инвалидность. Островский настойчиво просит окружком комсомола Шепетовки направить его на работу.
Учитывая опыт комсомольской работы Н. Островского в годы гражданской войны и в период работы в Киеве, его направили в Берездов (в 35 километрах от Шепетовки) комиссаром второго батальона всеобщего воинского обучения и поручили создать в районе комсомольскую организацию.
Вот как это описано в романе «Как закалялась сталь»:
«Комиссия признала его нетрудоспособным и он получил... право на пенсию, от которой гневно отказался. А ещё через неделю приехал сюда, в занесённое снегом местечко, как военкомбат. В окружном комитете комсомола получил задание собрать разрозненных комсомольцев и создать в новом районе организацию».
Ранней весной 1923 года, во время пахоты, приехал Н. Островский в Берездов. Обстановка была очень сложной. В Берездове в те годы было засилье кулачества. В пограничных с панской Польшей лесах гуляли остатки банд, пополнявшиеся из кулачья. В районе работали маленький кожевенный завод, кирпичный заводик и черепичная мастерская, арендуемые частниками.
Предстояла огромная работа по упрочению советской власти в районе, по ликвидации остатков проклятого наследия прошлого в жизни и сознании людей. «Николай Островский много ездил по району. В каждом селе или хуторе обязательно проводил лекцию, доклад или беседу, особенно много беседовал с молодёжью, агитируя её вступать в комсомол, помогать проведению мероприятий Советской власти. Молодёжь слушала его очень внимательно. Голос у него был звонкий, выразительный, но говорил он спокойно, обдумывая каждое слово. Его выступления пользовались большой популярностью не только у молодёжи, но и у стариков.
Очень запомнилось его выступление перед крестьянами на празднике Дня урожая осенью 1923 года» (воспоминания Г. А. Кашкина).
Ежедневная тщательная, напряжённая работа давала ощутимый результат. Одна за другой рождались в пограничных сёлах комсомольские ячейки.
«В селе Корчики не было ни одного комсомольца. После приезда Н. Островского райорганизатором в Берездовский район создана была ячейка из 9 человек. Комсомольские ячейки были организованы в пограничных селах: Малый Праутин, Поддубцы, Красностав, Печивода, Киликиев и других» (из воспоминаний Якова Корсуна).
Часто по сигналу тревоги все члены партии и комсомола собирались в райкоме партии, где всегда было наготове оружие, чтобы принять участие в борьбе с бандитами. Островский был непременным участником мероприятий по ликвидации контрабандистских и диверсионных групп.
«Когда в Берездовском районе появилась банда Антонюка, весь актив района был организован в отряд из 60 человек и брошен на борьбу с нарушителями мирной жизни района. Политруком роты назначен был Н. Островский. В бою он всегда был впереди, ничего не боялся, проявлял много инициативы И смекалки», - вспоминает бывший участник отряда Закусилов.
В книге «Как закалялась сталь» подробно описана борьба с этой бандой «царского фельдфебеля», а также бесславный конец банды; названы даже существующие и сейчас сёла: Хролин, Майдан-Вилла, Семаки.
В архивах сохранилось секретное сообщение Берездовскому райкому партии:
«17 мая 1923 года в районе Берездова у села Должки перешла советскую границу банда из Польши в составе 50 человек. Примите меры».
Николай Островский в романе «Как закалялась сталь» рассказывает об эпизоде, когда председатель районного исполкома Берездова Николай Лисицын читает депешу:
«Совершенно секретно. Берездово. Предисполкома Лисицыну.
На границе замечается огромная переброска поляками крупной банды, могущей терроризовать погранрайоны. Примите меры предосторожности. Предлагается ценности финотдела переслать в округ, не задерживая у себя налоговых сумм».
Документы говорят о том, что Н. Островский и в данном случае использовал в романе факты из своей жизни. Это подтверждается указанным выше секретным сообщением Берездовскому райкому партии, а также фотокопией удостоверения от 29 мая 1923 года за № 714, выданного Н. Островскому. В нём Берездовский райисполком поручает Н. Островскому в сопровождении двух милиционеров отвезти в округ срочный пакет и мешок с ценностями.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.