— Реки несут на своих волнах и историю и жизнь народов, — сказал известный географ Жак-Элизе Реклю. Хорошо сказал. В Америке тоже есть главная водная артерия — река Миссисипи. «Американской Волгой» назвал её Владимир Маяковский. Но как по-разному сложились судьбы двух рек! Умирающая река Миссисипи — символ умирающего капиталистического мира.
Как и сто, как и двести лет назад, несёт она свои сонные воды. От истока до устья ни одной плотины, ни одного шлюза. Пароходы часами стоят на мели, лоцманы каждый год меняют фарватер: никто не мешает Миссисипи перебрасывать перекаты с места на место. К ним приспосабливаются. Тишина, запустение...
Хиреют города по берегам «великой американской реки». Знаменитый Новый Орлеан, бывший когда-то пятым городом Соединённых Штатов Америки, задвинут сегодня на двенадцатое место. Славится он только судами Линча. Совсем захудалыми городишками стали Викс-бург и Нечез, которые мы представляли себе по повестям и рассказам Марка Твена процветающими речными столицами. Всё реже останавливаются пароходы у причалов миссисипских портов. Тишина, запустение... Пойма «американской Волги» весьма плодородна. Река веками трудилась, удобряя свою долину илом. Но так же, как во времена Бичер-Стоу, негры и бедняки-фермеры ковыряют там землю допотопными орудиями. Орошение? С 1935 по 1945 год число ферм уменьшилось по берегам Миссисипи на триста двенадцать тысяч. Опустевшие хижины чёрными окнами глядят на сонную реку. Тишина, запустение...
Соединённые Штаты Америки отнюдь не обижены природой. Это вторая, после Советского Союза, страна в мире по запасам гидроэнергетических ресурсов. Нам приходится строить на Волге гигантские плотины, чтобы, сосредоточив энергию реки в нескольких местах, создать на ней энергетический каскад. В Америке есть знаменитый Ниагарский водопад. На нём не требуется строить плотины: сама природа подняла огромные массы воды на пятидесятиметровую высоту. Пользуйся!
В 1901 году «воспользовались». Тысячи зрителей собрались у знаменитого водопада. Возбуждение царило необычайное. Люди глазели на Козий остров, на пучину пены, фонтанов и брызг, среди которых изредка обнажались дробящие воду «Скалы веков».
Вот на вершине водопада показалась большая дубовая бочка. Толпа взвыла. Бочка застыла на мгновенье над страшным рубежом, ринулась вниз и исчезла в водяном хаосе... И снова общий рёв возбуждения заглушил рокот Ниагары: посреди потока выплыла бочка. Бешено крутясь, она приблизилась к берегу.
Из бочки извлекли «чемпионку Ниагары» Анну Эдиссон-Теймор. Руки и ноги у неё были переломаны. На всю жизнь она осталась калекой — достигла американской «славы» и «богатства».
Знаменитый водопад не раз был свидетелем подобных развлечений. янки. Однажды вниз по течению было пущено старое судно «Мичиган». Под одобрительные возгласы многочисленных зрителей оно опрокинулось в бездну и было проглочено Ниагарой...
«Только один раз!»
«Небывалое зрелище XX века!»
«Сенсация! Сенсация! Сенсация!»
«Только один раз!»
И вот богатые бездельники на поездах, автомобилях, самолётах снова съезжаются со всех концов Америки на Ниагару. На этот раз в пучину валится стальная бочка — юный Бобби Лич учёл опыт «предшественников». С переломанной ногой и глубокими ранениями его доставляют в больницу.
Дикари!
Есть, впрочем, и в США река, которой «повезло». Это Колумбия.
На ней строится крупнейшая американская гидроэлектростанция Тренд-
Кули. Когда началась эта стройка, все газеты Америки кричали, что
главная цель строительства — «орошение четырёхсот тысяч гектаров
плодородных земель».
В 1949 году Трумэн на торжественной церемонии с большой помпой пустил первый генератор второй очереди Гренд-Кули. Расширение атомного комбината в Хэнфорде, к которому сходились все нити (а выражаясь техническим языком, все линии электропередачи) от этой стройки, происходило уже без всякой помпы. Даже без огласки. О втором атомном комбинате, ещё более мощном, который также обслуживается Гренд-Кули, «не знают» даже самые пронырливые американские репортёры.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.