Ранней весной этого года на строительство Куйбышевской электростанции приехали два друга: Евгений Камаев и Василий Лямин.
Оба они родились в селе Брызгалове, в Удмуртии, с раннего детства мечтали о машинах, и мечта их сбылась. Они уехали в посёлок Волчанка, Свердловской области. Здесь друзья поступили в горно-промышленную школу. В марте 1949 года они получили специальность помощников машинистов электрических экскаваторов, а затем пошли ещё учиться на курсы машинистов экскаваторов. Узнав о строительстве крупнейшей гидроэлектростанции на Волге, они приехали в Куйбышев.
В отделе кадров Куйбышевгидростроя их встретили приветливо. Они получили назначение на участок, где происходит выемка котлована под здание ГЭС. Лямин стал бригадиром комсомольского экскаватора, Камаев - машинистом. Им пришлось самим монтировать гигантскую машину.
Монтаж экскаватора был закончен в канун Первого мая. Друзья - комсомольцы попросили разрешения немедленно же приступить к выемке грунта.
- Работать? Сегодня? - с некоторым удивлением ответили им. - Нет, товарищи, такой день надо праздновать.
- Первый день работы для нас и будет самым большим праздником! - горячо возразили молодые экскаваторщики.
Немного времени прошло с тех пор, но сейчас даже на самых отдалённых участках строительства с уважением произносят имена Евгения Камаева и Василия Лямина.
В первое время они вынимали из забоя по 1 500-1 600 кубометров земли. Но вот однажды Василий Лямин поднял 1 900 кубометров, а через несколько дней Евгений Камаев перекрыл этот рекорд. Казалось, большего достигнуть невозможно. Между тем вскоре Лямин вынул 2 700 кубометров. Это при норме в 1 050!
Камаев, пришедший принимать смену, искренне поздравил друга.
- Хорошо, конечно, - сказал Лямин, - но ведь это не предел, Женя.
Ничего не ответил другу Камаев, но по тому, как плотно были сжаты его губы, было видно: он решил не уступать. Приняв смену, Камаев сел за рычаги управления. Работал он уверенно, без суетливости, и тяжёлая, громадная машина послушно выполняла его волю.
Устройство электрического экскаватора очень сложно: от машиниста требуются большая выдержка, знания, точный расчёт. При недостаточном напоре на грунт ковш экскаватора не заполнится, и его тогда приходится опускать в забой вторично. Это двойная потеря драгоценного времени. Если же напор окажется чрезмерным, на верхней кромке забоя образуется так называемый «козырёк»; при следующем заборе земли он резко увеличит нагрузку на механизмы машины, что может преждевременно вывести её из строя.
Камаев и Лямин тщательно избегают этого. Они знают: экскаватор стоит очень дорого, поэтому заботливо берегут и ухаживают за ним. Они взяли машину на социалистическую сохранность.
Перед вечером на площадку пришёл Лямин.
«Не вытерпел, пришёл-таки!» - подумал Камаев, и лицо его озарилось улыбкой. Дружба их, зародившаяся в детстве, была неразрывна. Над ними иногда подсмеивались: в кино и на концертах они рядом, в книжные магазины за новинками ходят вместе. У обоих одна ясная цель: как можно быстрее окончить рытьё котлована, выполнить план...
... Скорее бы росло величественное здание электростанции, скорее бы по проводам пошла электроэнергия... И кажется друзьям, что об отвесные скалы древних Жигулей уже бьются волны Куйбышевского моря, что по волнам его скользят комфортабельные дизель-электрические суда, и с гранитной набережной Комсомольска-на-Волге радостными взглядами встречают их жители города - участники строительства крупнейшего сооружения сталинской эпохи. Среди этих счастливых людей будут и друзья - Василий Лямин и Евгений Камаев.
г. Куйбышев.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.