Русское поле

Юрий Шанин| опубликовано в номере №1248, май 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

3. КОРОБКА. Недавно я была в Кишиневе... Первый раз с тех пор, как уехала из него в составе отряда – ребята отпустили на традиционный вечер встречи выпускников нашей школы. Здорово это было – снова увидеться с одноклассниками, узнать, чем они живут сейчас. Интересно... и полезно. Полезно потому, что потом много думается – есть о чем. Не все, конечно, сложилось у нас так, как виделось когда-то из окон школы...

А самым неожиданным для меня было то, что я вдруг оказалась там, как говорится, в центре внимания. Всем хотелось узнать из первых рук, как сейчас идут дела в Нечерноземье, что сделано, что предстоит сделать...

Ю. ШАНИН. Что ж, край наш у страны на виду, а значит, в первую очередь люди, которые здесь трудятся. Ведь то, что переживает сейчас Нечерноземье, по самому большому счету грандиозно – и по замыслу и по размаху. Недаром развернувшийся у нас в последние годы процесс преобразования ставят в один ряд с подъемом целины и освоением Сибири.

3. КОРОБКА. Среди других комсомольских строек, и нынешних и прежних лет, Нечерноземье – стройка необычная. Без дальних дорог, без необходимости осваивать неведомые доселе места и преодолевать связанные со всем этим трудности. Края эти давно и прочно обжиты.

Ю. ШАНИН. Да, корни жизни в наших местах уходят в глубокую древность, в самое начало России, к ее истокам...

А сейчас в Нечерноземной зоне живет около четверти всего населения страны, здесь сосредоточено около половины промышленных предприятий РСФСР. Но Нечерноземье – это не только прославленные наши промышленные и культурные центры, это еще и громадный сельскохозяйственный район.

Вот что говорил товарищ Л. И. Брежнев на совещании в ЦК КПСС, обсуждавшем проблемы развития Нечерноземной зоны РСФСР: «...Нечерноземье РСФСР – район колоссальных потенциальных возможностей, которые сейчас используются не в полную меру. Можно без преувеличения сказать, что интенсификация сельского хозяйства позволит значительно поднять производительные силы этой зоны, по существу, как бы освоить новую целину в Европейской части Советского Союза.

Вот почему ускоренное развитие Нечерноземной зоны вырастает в крупную общегосударственную задачу. Успешное ее решение даст возможность не только преобразовать этот район страны, но и будет способствовать дальнейшему подъему всего нашего сельского хозяйства, я бы сказал – всей советской экономики».

Что и говорить, Нечерноземье – край извечно нелегкого земледелия. Однако в свое время дальновидный ученый академик Д. Н. Прянишников писал: «Чтобы быть застрахованным от тяжких последствий засухи, необходимо создать лишний миллион пудов зерна в полосе, не знающей засухи, то есть в Нечерноземной полосе». И опыт, уже многолетний, лучших наших хозяйств, например, колхоза «Родина», Вологодского района, убеждает: дело это совершенно реальное. Нужно только вложить в нелегкую нашу землю необходимое количество сил и средств – и она отзовется.

И до принятия в 1974 году памятного всем нам, жителям Нечерноземья, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» многое делалось для его укрепления. Для колхозов и совхозов были установлены повышенные закупочные цены, за счет государства выполнялся целый ряд трудоемких и дорогостоящих работ по улучшению земель. А сейчас пришла и время работ иного масштаба.

3. КОРОБКА. Юрий Александрович, у нынешнего этапа развития сельского хозяйства зоны есть и другая особенность, не только размах...

Ю.ШАНИН. Да, и особенность эта в том, что развивается оно по разработанной партией широкой программе, которая носит комплексный, системный характер. Программа предусматривает не только ускоренный подъем сельскохозяйственного производства, но и коренное преобразование всей Нечерноземной зоны.

Успешность выполнения этой огромной программы в решающей мере определяется мелиоративным и сельским строительством. Это передовые рубежи второй целины, и именно над ними взял шефство комсомол.

В нашей Вологодской области мелиорации подлежало почти две трети земель. Переувлажненность, закустаренность, засоренность камнями – вот болезни наших полей...

3. КОРОБКА. Интересно, откуда же камни? Гор вокруг нет...

Ю.ШАНИН. По данным науки, из Скандинавии. Ледники одарили... Очень мешает нам и мелкоконтурность наших полей – не дает она современной технике развернуться в полную силу.

3. КОРОБКА. Так что ребятам из отряда имени 60-летия ВЛКСМ, которые приехали работать именно в мелиорации, работы хватит...

Ю. ШАНИН. И надолго. Но для решающего штурма и фундамент нужно подвести особой прочности. Вот почему на укрепление производственной базы треста «Вологдамелиорация» в десятой пятилетке выделено средств в четыре раза больше, чем в девятой. Кроме областной, создаются опорные межрайонные базы мелиоративных ПМК. Значительно увеличивается мощность Вологодского завода по ремонту мелиоративной техники и Сокольского завода по производству керамических трубок, без которых невозможен закрытый дренаж полей. А результаты проведенных мелиоративных работ уже сейчас впечатляют. Самой верной оценкой мы считаем урожайность на улучшенных землях; так вот, уже в 1977 году, среднем в общем-то по показателям, мы получили в районе по 29,8 центнера зерновых с каждого мелиоративного гектара. Думаю, еще совсем немного лет назад в такие цифры попросту не поверили бы...

3. КОРОБКА Вы знаете, Юрий Александрович, ребята из отряда имени 60-летия ВЛКСМ рвались сразу в настоящее дело...

Ю. ШАНИН. А их несколько сдерживают, вы, видимо, это хотели сказать?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены