Заслуженный мастер спорта, чемпион СССР Виктор Арбеков рассказал корреспонденту «Смены» Б. Смирнову о себе и о своей спортивной профессии.
Начну с того, что этот этап я проиграл, хотя потом по сумме очков за все этапы стал чемпионом страны в классе мотоциклов 250 кубических сантиметров. Но тем памятнее для меня сумгаитская трасса. Она проложена по самому берегу моря. Песчаные трассы очень часто встречаются на крупнейших международных гонках. Понимаете, по песку гоняться очень сложно. После первого же круга появляются глубокие ямы, выбоины, колеса вязнут на виражах. Здесь нужна особая техника, например, как можно чаще выпрямляться, поднимать машину на заднее колесо. От большого физического напряжения немеют руки, ноги, спина. Песок требует от гонщика отличной спортивной формы.
— ВИКТОР, КАК ВЫ СТАЛИ ГОНЩИКОМ?
— В Подольске, где я жил, очень популярен мотоспорт. Я, как и все
мальчишки, любил смотреть гонки, а в 9 лет сосед впервые позволил мне самому сесть за руль мотоцикла. В 14 лет я стал заниматься в Подольском автомотоклубе у тренера Юрия Комарова. Начав службу в рядах Советской Армии, стал членом мотокоманды ЦСКА, вошел в сборную СССР.
— А КАК ВЫ СТАЛИ ЧЕМПИОНОМ?
— Чемпионы во всех видах спорта, особенно в технических, никогда не появляются сами по себе. Успех одного спортсмена — это, как правило, результат напряженных усилий всей команды, тренерского коллектива. У нас, в ЦСКА, много великолепных спортсменов, руководят нами опытные наставники. И если бы звание чемпиона досталось другому спортсмену, он, по моему убеждению, тоже был бы из команды ЦСКА.
Перед стартом, рано утром, все мы пешком проходим трассу. Строим тактический план гонки, «проигрываем» ее в уме. Трасса для всех одна, но каждый выбирает на ней свою невидимую дорожку: ведь даже один и тот же вираж десять спортсменов пройдут по-разному. Кстати, в Сумгаите я заранее решился на небольшой эксперимент: три небольших бугра, которые шли друг за другом, как волны, мне захотелось взять одним прыжком мотоцикла. Расчет не оправдался, и на последнем, третьем, бугре я упал. Пока вставал, потерял секунды — и в результате пришел к финишу вторым, вслед за эстонцем Драугсом. Вот так в каждой гонке: что-то придумываешь, пробуешь, ошибаешься. Без этого не бывает настоящей борьбы.
— ВЫ ИЗУЧАЕТЕ «ПОЧЕРК», МАНЕРУ СИЛЬНЫХ МОТОГОНЩИКОВ?
— Да, мы ведь очень часто встречаемся и на сборах и на соревнованиях. И все равно каждый из нас старается преподнести на гонках сюрприз, продумывает какой-нибудь ловкий маневр. Вот говорят: у кого машина лучше, тот и выиграет. Конечно, от мотоцикла очень многое зависит, но окончательно решают все же личные качества гонщика.
Самый напряженный момент гонок — старт. И сколько ни участвую в соревнованиях, все равно перед любым стартом мне как-то не по себе. Становлюсь замкнутым, молчаливым, сумрачным. Но вот судья поднимает руку, падает планка — и пошел! Напряжение как рукой снимает. Стараюсь сразу вырваться вперед — из облаков пыли и выхлопных газов, из толпы участников. Когда идешь первым, под колесами у тебя плотная, не разбитая трасса, никто не мешает выбрать свою тактику, хорошо видишь своих основных соперников. Это только со стороны кажется, что все мотогонщики проходят трассу одинаково. На самом деле ни на минуту не прекращается тактическая борьба — сложная, азартная.
На трассе средняя скорость невысокая. В Сумгаите она была примерно 41 километр в час. Очень верткая, сложная трасса. Если говорить о вкусах, то мне лично песчаные трассы не по душе, хотя знаю, что такие гонки необходимы и даже полезны, особенно в начале сезона. Песок, он проникает всюду: под очки, на зубы, даже в перчатки. Если идешь следом за кем-то, то тебя закидывает песком с ног до головы. И все же, если бы песчаные гонки вдруг почему-то отменили, я бы, пожалуй, огорчился...
— ВИКТОР, СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ТЕМИ, КТО СЧИТАЕТ МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ ОПАСНЫМ ДЛЯ ЖИЗНИ?
— Не согласен, ни в коем случае! Мы, кроссмены, очень много времени проводим на мотоциклах. Бывает, падаем, но травмы случаются очень редко. В гонках главное — расчет, точность в прохождении трассы, а тот, кто слишком рискует, никогда не добьется успеха.
— КОГДА У ВАС БЫЛА ПОСЛЕДНЯЯ ТРАВМА?
— Сейчас вспомню... Да, прошлой осенью. Подвернул ногу, играя в футбол.
— А ЧТО ВЫ СКАЖЕТЕ О МОТОЛЮБИТЕЛЯХ?
— Я очень не люблю ездить на мотоциклах по городу. Никогда в жизни не имел своего, личного мотоцикла. Знаю только, что по улицам ездить очень сложно, и не одобряю тех, кто, не умея, по существу, ездить, устраивает гонки в потоке транспорта. Если любишь скорость, то занимайся мотоспортом так, чтобы не подвергать опасности себя и окружающих!
— НЕ ОЧЕНЬ ВАМ ДОКУЧАЕТ БРЕМЯ ЧЕМПИОНСКОЙ СЛАВЫ?
— Нет, живу спокойно. А вообще интерес к спорту очень большой, в свободные минуты зрители буквально осаждают нас вопросами. Гонки — это всегда праздничное, красочное зрелище, и мы ни на минуту не забываем, что находимся в центре внимания. Но вне соревнований, в жизни я не люблю представляться незнакомым людям как мотогонщик. Если заходит разговор о спорте, то говорю, что играю в шашки.
У нас спортивный сезон продолжается с марта по октябрь. Тренировки чередуются с соревнованиями, потом переезд, тренировка и снова гонка... Из Сумгаита мы отправились в Тбилиси, потом в Москву, потом в составе сборной СССР я уехал за границу. И так — каждый сезон. Усталости вроде не чувствуешь, но после заключительной гонки вдруг замечаешь, что и смотреть на мотоцикл не хочется. А отдохнешь две недели—и снова за руль тянет...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.