Золоченая пилюля

Павел Шебунин| опубликовано в номере №643, март 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Злата не могла жить без увлечений. На втором курсе она увлеклась музыкой. Этому способствовала дружба с Инной Синельниковой. Трудно сказать, почему Инна пошла на исторический факультет. В ее голове постоянно звучали мелодии Глинки, Чайковского, Шопена, Брамса. Она напевала их в коридорах института и по дороге к автобусной остановке, играла дома на расстроенном пианино с потускневшим лаком и старомодной резьбой.

Злата не могла решить, в кого она больше влюблена: в Инну или в музыку. У себя Злата никаких особенных талантов не замечала, училась - лишь бы стипендии не лишили.

Она мерзла вместе с Инной в очередях за билетами в Консерваторию, в Зал имени Чайковского, а изредка и в Большой театр. На концертах Злата сидела с таким же серьезным видом, как и подруга. Конечно, она предпочла бы симфоническим концертам эстрадные, на которых исполнялись песни из кинофильмов, - это и понятней и веселей, но Инне ничего об этом не говорила, боясь потерять ее уважение, и делала вид, что в восторге от прослушанных симфоний.

Быть может, она и полюбила бы классическую музыку, если бы не почувствовала, что ее начинает тяготить дружба с не в меру серьезной Инной. Инна была готова отказывать себе во всем, лишь бы сэкономить деньги на билет в Большой театр. Даже в те дни, когда выдавали стипендию и в студенческой столовой наступало веселое оживление, Инна брала неизменные блюда: борщ без мяса, кашу или вермишель. А Злате хотелось взять и пирожных и конфет. Но она не решалась на такое невинное удовольствие, чтобы не уронить себя в глазах Инны.

Подобное подвижничество было Злате не по душе, она терпела его лишь из любви к Инне. Эта дружба доставалась Злате не легко: Инна сердилась, когда Злата получала посредственные оценки на зачетах и бегала пересдавать.

- Не умеешь ты планировать свое время. Какая же из тебя учительница выйдет, если ты ничего не будешь знать! - укоряла она Злату.

У Златы обычно был такой виноватый вид, что Инна шла на уступки:

- Ладно, на концерт пойдем, только возьмись за ум. Тебя уже на курсовом бюро обсуждать хотят. Ты ведь школу с серебряной медалью окончила, а теперь всю группу подводишь.

Злата только вздыхала. Как объяснить требовательной подруге, что в Москве столько соблазнов! Концерты концертами, но ведь хочется сбегать в кино, или на каток, или просто побродить по улицам, рассматривая витрины, мысленно прикинуть, пошла бы ей эта шляпка, отделанная белыми перышками, или какое платье можно было бы сшить из того шелка с разбросанными по голубому полю цветами.

Постепенно Злата почувствовала, что ее больше тянет к хорошенькой Маше Зигуновой. Маша умела одеться. Не потому, что у нее была возможность тратить больше денег на наряды, чем у других студенток, но какой-нибудь шелковый воротничок, вышитый руками Маши, обновлял платье, а сделанные из шерстяных лоскутков цветы преображали шляпку.

Маша была жизнерадостна, умела заразительно смеяться. Она была отличницей, но никогда не жаловалась на бессонные ночи, как Инна. Казалось, что учение дается ей легко. Маша увлекалась спортом.

играла в волейбольной команде института. Зимой ходила на лыжах. Старалась не пропускать ни одной новой кинокартины. Словом, Злата почувствовала в ней родственную душу.

Чем больше Злата сближалась с Машей, тем холодней становились ее отношения с Инной. Уже несколько раз Злата отказалась от посещения концертов, ссылаясь на занятость. Учиться она действительно стала лучше, потому что, сидя рядом с Машей, было весело читать даже наскучившие учебники.

- Инна - умница! - говорила Маша, щуря голубые глаза. - Только уж слишком у нее все в жизни размерено. Она, конечно, станет научным работником, отлично защитит диссертацию. В свободные часы будет музицировать. Выйдет замуж за такого же отличного человека, как она сама. Ей никогда не будет скучно, но и до самой смерти никогда не будет весело. Такой уж она человек. Без изюминки, что ли.

Еще несколько месяцев назад Злата не потерпела бы таких слов о своей любимой подруге. Но теперь она молчала, соглашалась. С Машей было веселей. Инна подавляла ее своей серьезностью.

Инна считала, что о личной жизни можно думать только после окончания института. Ко всем студентам она относилась одинаково по-товарищески. Прежде Злата старалась подражать ей, всегда сохранять сосредоточенный вид, хотя ей давалось это не без усилий. Теперь она почувствовала облегчение: можно смеяться, шутить, можно отвечать улыбкой на улыбки. Больше того: Злата стала замечать, что однокурсник Гриша Бакулин как-то особенно поглядывает на нее. Это было приятно, хотя она еще не могла сказать, нравится ли ей Гриша. Но на эту тему она не разговаривала даже с Машей.

Однажды Маша отозвала Злату в конец коридора и сказала вполголоса с видом заговорщицы:

- Достала пригласительные билеты в Центральный дом литераторов. - Она вынула из сумочки и показала два билета, отпечатанных на блестящей меловой бумаге. - Будет какая-то дискуссия о проблемах очерка. Но это неважно, зато всех знаменитых писателей увидим!

Злата с восхищением посмотрела на свою новую подругу:

- Как это тебе удалось?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены