Жизнь требует

К Макаров| опубликовано в номере №810, февраль 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

В апреле в Москве откроется Выставка образцов новых изделий художественной промышленности, организуемая Министерством культуры СССР совместно с Советами Министров союзных республик и союзами художников и архитекторов. Посетители познакомятся на ней с целым рядом новых, современно оформленных жилых интерьеров и художественной продукцией, которая предназначается для промышленного производства. После постановления Совета Министров СССР (1959 г.) о ликвидации излишеств в отделке, оборудовании, внутреннем убранстве зданий стали заметными успехи советской архитектуры. Именно в ней сейчас яснее всего видны черты складывающегося современного стиля.

Связано это с огромным строительством, которое идет по всей стране. Но ведь современные дома и квартиры надо и украсить по-современному, то есть вещами простыми по форме, недорогими, удобными в обращении, добротными и красивыми - такими вещами, которые могли бы войти в каждый советский дом, в каждую семью.

«Искусство - в быт» - под таким девизом пройдет апрельская выставка. Настало время, чтобы этот девиз стал практическим делом, чтобы хорошие вещи, которыми мы любуемся на выставках, вытеснили безвкусицу и мещанство.

К сожалению, встречаются еще люди, которые и в безвкусных изделиях отыскивают для себя что-то привлекательное. «Мне по вкусу одно, другим - другое», - говорят они. Этой наивной уловкой прикрывается неумение оценить прекрасное. Между тем прекрасное нельзя не оценить, а безобразное нельзя не отвергнуть, ибо вкус, хотя он у каждого человека разный, слагается обществом и временем. Эти факторы предъявляют к вещи свои общие требования. У А. П. Чехова в « Трех сестрах» есть такая реплика: «На вас зеленый пояс! Милая, это нехорошо!» Зеленый пояс на розовом платье выглядит безвкусно, действует отталкивающе и раздражающе. Чеховских сестер это заставляет страдать. Человеку без вкуса до таких тонкостей нет дела. А ведь именно подобные тонкости помогают людям воспитывать в себе чувство прекрасного. За каждой вещью, которую творит человек по законам красоты, встают мысли и чувства советского человека, его психология, наше коммунистическое мировоззрение с его стремлением всегда и везде служить интересам народа.

Несмотря на то, что мы об этом все время говорим и пишем, в магазинах по-прежнему продаются дорогие сервизы устаревшей формы. Аляповатые обои. Массивные серебряные ножи и вилки, этакие трезубцы, с которыми легче было бы отправиться на войну с печенегами, чем садиться за стол. Роскошные люстры. Какие же духовные ценности, чью психологию выражают подобные вещи? Психологию « его степенства мещанина» . Жаль, что он не добит еще на всех перекрестках нашей жизни.

Часто тяга к нарядному связывается у людей с влечением к романтическому, приподнятому, к сказочным, театральным, спортивным сюжетам. Керамика, фарфор - вот благодатный материал для подобных тем. Но что мы видим в магазинах? Слащаво-голубые снегурочки, аистенки, гуси-лебеди, грязно-розовые пеликаны. Все это ничуть не лучше садово-парковой скульптуры, известной своей дурной славой. Бросается в глаза, что в область сказочного, романтического устремляются подчас художники без всякой творческой фантазии, всякий « конный и пеший» . Они просто берут натуру и одевают ее под Аленушку, Царевну-лебедь, Иванушку-дурачка. Вроде и работают эти художники в добрых традициях, но ни одного штриха, ритма, взятого от современности, в их « произведениях» не видно. А ведь именно область прикладного искусства требует притока свежих сил и больших исканий.

Художественная промышленность, чуткая ко всякого рода новым материалам, стала сейчас, например, по-настоящему использовать дешевые отходы производства мясокомбинатов - коровий рог. Нельзя сказать, однако, чтобы новому делу сопутствовали большие удачи. Из рога, как из бумаги или жести, в погоне за причудливостью вырезаются цветы, тычинки, бабочки, стрекозы, взъерошенные петухи с развевающимися перьями. Рог дробятся на мельчайшие части. Что же остается от него? Вещь из рога должна быть округлой. Поэтому хороши сделанные из этого материала моржи, тюлени, пингвины, куропатки с их полированной, лоснящейся поверхностью и плохи взъерошенные петухи, которыми легко занозить ладонь.

Калининский совнархоз недавно рекомендовал многие вещи для художественной промышленности. Выставком принял интересный фаянс, стекло, образцы чурсановской (как ее называют) мебели. Но из целой горы роговых изделий одобрена лишь одна шпилька, одна заколка и одна гладкая брошь коричневатого тона с прожилками. Очевидно, художественным мастерским надо больше думать об использовании рога в прикладных целях. Больше делать пуговиц, брошей, найти применение рога в сочетании с деревом, эбонитом, металлом. Широкий доступ халтуре и безвкусице открыт на прилавки ювелирных магазинов. Особенно примечательны золотые серьги и медальоны в виде сердечек. Трудно даже догадаться, в чем их прелесть! Неужели в том, что у красносельских ювелиров в артели « Металлист» сердечки делают с красным глазком, а у ленинградцев в « Русском самоцвете» - с голубым? Одним словом, покупатель имеет счастливую возможность обзавестись ценным гарнитуром из одноглазых сердечек, причем самых различных расцветок: все будут « глазки и лапки, лапки и глазки...».Сами мастера не заблуждаются насчет художественной ценности этих сердечек, но взирают на их выпуск совершенно равнодушно: « А что поделаешь?

Традиционный товар. Покупатель берет. План идет» . Вот так традиция! Манера украшать стены целой галереей фотографий, а комоды - бумажными цветами - тоже ведь традиция. Традиция давняя, идущая от украшения икон. Что же, мы и ее будем поддерживать?

Живем мы не в стародавние времена, не в далекой провинциальной России. Но не все, оказывается, это понимают. Торговым организациям, например, выгодно получать от художественной промышленности только то, что легко сбывается с рук. У них в торговле есть « прейскурант» - нечто вроде торговой библии, где по заветам отцов устанавливаются выгодные цены лишь на ходкий товар, независимо от того, соответствует он психологии советского человека или нет. Но такой товар ходкий по той простой причине, что нет ничего другого.

В прикладном искусстве, которое призвано делать быт советского человека радостным, очень важен вопрос о народных традициях. Современный стиль в строительстве и архитектуре требует, безусловно, бережного отношения к ним. Но нельзя слепо подражать старым образцам. Нарядные филигранные кубки из металла и кости, ковши из уральского камня, резные или лаковые ларцы и шкатулки - все это предметы богатых старинных домов. Для чего они предназначены? Почему они находят место на прилавках наших магазинов?

Как было бы хорошо, если бы вместо такой продукции можно было бы купить современные небольшие деревянные, стеклянные фигурки, веселые и жизнерадостные по своему виду.

Недавно организованный Комитет Совета Министров РСФСР по делам местной и художественной промышленности прямо поставил перед художниками задачу: каждая вещь должна органически войти в убранство квартир советских людей.

Мало общего можно найти в старом орнаменте жостовского подноса и современной мебели. Может ли жить в современном интерьере Хохлома? Не вся. Вот, например, декоративная ваза в форме раздутой балясины. Ее можно найти во многих магазинах. Часто она преподносится людям как образец искусства. (Посмотрите иллюстрации к каталогам выставок народного искусства). На самом же деле она представляет собой образец мнимой красоты. По форме она очень напоминает глиняную или каменную классическую вазу. Она « монументальна» , но стоит не на прочном основании, а на хрупкой деревянной ножке. От всего этого рождается чувство какой-то искусственности, неестественности. Даже в прежнее, дореволюционное время этих ваз не стали бы делать только ради красоты, если бы они не годились в обиход. Ведь мы потому и восхищаемся старинной деревянной посудой, что она была не только красива, но и целесообразна, использовалась по назначению. В этом ведь и заключается смысл прикладного искусства. Крестьянское искусство, из которого исходит сегодня народное искусство, всегда было утилитарно. В крестьянской избе не было никогда ненужных вещей - мещанских подушечек с кошечками, панно с лебедями. И лишь позже, когда деревня стала подражать буржуазному городу, стали появляться всякие нелепые украшения. Если же и висело в углу у иконы полотенце в качестве украшения, то его всегда можно было использовать по назначению. Но как можно использовать гигантскую деревянную вазу, - неведомо. Разве что для бумажных цветов? Каждый, кто бывает на выставках, знает, что у нас есть прекрасные вазы из стекла и керамики, и уж не дереву, не резной кости гнаться: за стеклом и глиной в создании таких форм, как посуда и вазы. Но и в наши дни хороши многие изделия хохломских мастеров. Почему бы им не производить больше яркой, радостной детской мебели, каталок, коньков-качалок? Ведь это же чудо, когда ребенок выезжает на белый свет в сказочной расписной колеснице! Но таких вещей мало, и они очень дороги. Повезло рыбакам: у них для ухи есть знаменитая хохломская ложка. Скажут, экзотика. Но нельзя уж совсем и без нее. Хохлома способна добавить некоторые детали и к современному платью, придать ему национальное своеобразие. В области женских украшений могли бы, наверное, поработать и мастера лаковой миниатюры Палеха. Лаковая миниатюра Палеха сейчас, к сожалению, уходит от миниатюр в сторону монументальных форм живописи. А задача его состоит как раз в обратном - в возвращении к малым формам, к миниатюре.

В трудном положении оказалась и гжельская керамика. Вообще надо сказать, что на фоне успехов художественной промышленности последних двух лет яснее видны неудачи той ее части, которая называется народными промыслами. Сравнение двух выставок - раздела прикладного искусства на выставке « Советская Россия» в залах Академии художеств и Всероссийской выставки изделий художественных промыслов в Манеже - дает почувствовать отставание некоторых промыслов от современных вкусов и запросов людей.

Нельзя терять Хохлому или Палех. И в Хохломе, в ее цвете-но не в орнаменте-мы находим ту простоту и лаконизм, которые составляют черту современного стиля. И в Палехе нас привлекает обобщенность рисунка. Следует развивать эти живые традиции. Но жизнь требует развивать их творчески. Ведь традиции только и могут жить в новых формах, а не в старых перепевах. Новые формы липший раз только подчеркнут, подтвердят жизненность народных традиций.

Много еще выпускается некрасивых, несовременных, технически несовершенных и довольно дорогих вещей. Но есть и хорошее. Появились красивые ткани, стекло, расширяется производство мебели. Прочно входят в быт изделия народных промыслов: вятская игрушка, украинские скульптурные сосуды - куманцы, паласы, балкарская керамика. Они полны жизни, радостного настроения, простодушия. И выражено все это просто, скупо, лаконично. Красочное пятно вятской игрушки или ковра оживляет комнату. Такие милые сердцу вещицы смягчают мужественную строгость современного интерьера. Есть надежда, что и в других областях промышленности - художественной керамике, стекле, пластмассе - вскоре произойдут коренные изменения. Об этом свидетельствуют выставки прошедшего года. Это должна подтвердить и апрельская выставка в Центральном выставочном зале.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены