Живопись молодых

Василий Яковлев| опубликовано в номере №568, январь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

В последние годы стало модным коллективное творчество. Пишут картины по нескольку человек сразу. Это имеет свои преимущества: быстрее решается сложная, многофигурная композиция, во время работы есть с кем посоветоваться, начнёшь ошибаться - тебя остановит товарищ. Но в этом же кроется опасность стирания граней между индивидуальными творческими особенностями каждого из членов коллектива, когда все живописцы сбиваются на нечто среднее, что по творческому взлёту далеко не предел. В этом смысле, в общем, хорошая картина Ю. Кугача, В. Нечитайло и В. Цыплакова «Великому Сталину слава!» могла бы быть лучше. Я знаю творчество каждого из этой тройки и могу с уверенностью заявить, что в данном полотне они себя не исчерпали.

На выставке есть настоящие пейзажные картины. Волга у А. Грицая бурлит, негодует, бросается рыжими волнами. Тучи низко идут над Жигулями, в просвете их вырвался солнечный луч и высветил в горах светлую, улыбчатую полосу. А на другой его картине - тоже Волга. Полуденный зной. Стадо коров дремлет на берегу. У Л. Бродской из трёх полотен лучшее - «Края родные», где в раннем вечеру выглянул на небе молодой месяц, при свете его заблестели душистые полевые цветы, и засеребрилась вдалеке лента реки. А тёмный лес уснул, тёмный лес молчит, и строгие ели чёрными силуэтами рисуются на фоне неба.

Я склонен отнести к пейзажу, к хорошему индустриальному пейзажу картину Микаэля Абдуллаева «У нас на юге». Я внимательно слежу за произведениями молодого бакинца. Помню его хорошую, примечательную вещь «Огни Мингечаура». Помимо индустриального пейзажа Абдуллаев показывает и полотно «А. М. Горький в Баку в 1928 году». Интересен образ писателя, с любовью смотрящего на южный город.

А. Китаев написал спорную, но интересную картину «Пушкин и Бенкендорф». Но вот в его «Первый раз в первый класс» алая шляпка, носки в полосочку, сумка заинтересовали автора почему-то больше, нежели люди. Получилась фальшь, получилась неправда.

Жизненностью радует полотно Андрея Мыльникова «На мирных полях». Здесь всё пронизано песней во славу советской жизни, которую поют колхозницы. Картина вся - сияние солнца, блеск улыбок, запах травы.

Вообще творчество молодых оптимистично, пронизано желанием передать радость советского строя. Художник Борис Щербаков был этим летом на Украине, в Ямпольском районе. И там председатель колхоза «Шлях до комуни» посоветовал ему написать колхозное изобилие, написать всё то, чем богаты земли и сады Украины. «Колхозное изобилие» - так и назвал свой превосходный натюрморт Б. Щербаков, где теснятся плоды, овощи и цветы, где живо ощущается богатство колхозной жизни.

Большому кораблю - большое плавание. Художественная выставка 1950 года пользуется огромным успехом у зрителя. Я бы назвал её выставкой молодости советского искусства, где молодость счастливо сочетается с творческой зрелостью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены