Земля у нас одна…

Генрих Гурков| опубликовано в номере №1383, январь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

В год 40-летия победы над фашизмом в Москве пройдет «XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов»

«XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов состоится в год 40-летия победы над фашизмом. Он созывается в стране, народ которой внес выдающийся вклад в разгром гитлеровского фашизма и японского милитаризма. Уроки минувшей войны не должны быть забыты. Миллионы и миллионы антифашистов в разных странах отдали жизнь во имя победы, во имя нашего будущего. И мы призваны сделать все для того, чтобы остановить силы милитаризма и агрессии. Против войны надо бороться, пока она не началась!»

Эти строки – из Призыва Международного подготовительного комитета XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

По предложению Ленинского комсомола фестиваль состоится в Москве с 27 июля по 3 августа 1985 года. Лозунг фестиваля: «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!». Бывает совпадение дат и событий, которое представляется случайным. Бывает и иное, в котором словно фокусируется логика истории. Год 1985-й...

Сорок лет тому назад советский солдат, расписавшись на колоннах и стенах рейхстага, поставил последнюю точку в биографии «тысячелетнего рейха», просуществовавшего двенадцать лет и обрекшего на смерть пятьдесят миллионов человек.

Сорок лет тому назад на борту линкора «Миссури» была подписана капитуляция азиатского союзника рейха – этому предшествовал стремительный и сокрушительный разгром Квантунской армии, основной ударной силы милитаристской Японии. Сорок лет тому назад в Лондоне, в зале Альберт-холл, состоялась конференция, собравшая представителей молодежи из 63 стран. Родилась Всемирная федерация демократической молодежи. Тогда же возникла мысль о проведении всемирных фестивалей молодежи – праздников мира и дружбы. Но у порога уже стояла «холодная война»... И все же всемирные фестивали начнут свою славную историю – в 1947 году 17 тысяч молодых людей из 71 страны соберутся в Праге.

«Дети разных народов, мы мечтою о мире живем...» – песня эта, ставшая гимном ВФДМ, прозвучит в чехословацкой столице в дни I Всемирного.

Мечта о мире может и должна тать незыблемой реальностью. Чтобы стало так, собирается молодежь планеты на свои самые представительные форумы – всемирные фестивали. Увидеть и услышать друг друга, улыбнуться друг другу и поспорить друг с другом, обменяться рукопожатием и аргументами, рассеять предрассудки и предубеждения и найти путь к сотрудничеству во имя мира и гуманизма, против сил, угрожающих сегодня существованию рода человеческого, – суть и смысл фестивалей не меняются, хотя меняется порой в лучшую, порой в худшую сторону международная ситуация. Не пассивное ожидание того, что может случиться с миром, со всеми нами, не бескрылый фатализм, активность действий во имя жизни, во имя будущего – к такой позиции зовут молодежь планеты фестивали. Земля у нас одна. И мы должны позаботиться о том, чтобы на ней был мир. Пусть послужит этому XII Всемирный.

9 марта 1946 года американский журналист Сульцбергер записал в дневник текст приказа, который он прочитал в штабе воинской части армии США в Вюрцбурге, в Западной Германии. Вот как он звучит: «Советское правительство – союзник Соединенных Штатов Америки. И вы, вместе или поодиночке – представители нашего правительства. И я не потерплю никаких уничижительных замечаний против наших союзников... Миллионы русских солдат и гражданских лиц погибли, чтобы спасти наши шкуры. Если пропаганда побуждает вас ненавидеть русских, остановитесь и подумайте. Они умирали и за нас...

Вот еще что я вам скажу. Политически я консервативный демократ, южанин. Мой предок был убит в войне за независимость США.

Русские – наши союзники. Они мужественны. Они спасли нас от немецких орд.

И еще одно – я не хочу больше воевать. Думаю, что хватит войн.

Вы предупреждены.

Полковник Фрэнк В. Эби».

Запись в дневнике Сульцбергера появилась спустя три дня после того, как в малоизвестном прежде американском городке Фултоне 6 марта сорок шестого, первого послевоенного года, Уинстон Черчилль произнес речь, которую принято считать началом «холодной войны». Приглашение Черчиллю прибыть в Фултон для получения степени почетного доктора прислал президент США Гарри Трумэн, человек, отдавший приказ о применении первых атомных бомб.

На полях сражений второй мировой войны солдаты антифашистского фронта сражались насмерть, веря, что само понятие «война» после разгрома фашизма исчезнет из жизни человечества. Что может быть потом, кроме мира? Какие еще нужны кровавые уроки?

Пройдет совсем немного времени после мая и августа сорок пятого, и президент Трумэн, формулируя доктрину, названную его именем, скажет: «Хотим мы этого или не хотим, мы обязаны признать, что одержанная нами победа возложила на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром»...

Беспринципный и безответственный посыл по части исключительной «ответственности» Соединенных Штатов за судьбы послевоенного мира расшифровывается в первые годы после сорок пятого в планах и директивах, предусматривавших всевозможные «карательные операции» против СССР.

Вчера – не иначе, чем сегодня.

Твердят о «советской угрозе» и размещают в Западной Европе «крылатые ракеты» и ракеты «Першинг-2».

О войне еще не научились говорить в прошедшем времени, когда снова потребовались казармы для солдат.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Детский альбом

Клуб «Музыка с тобой»

Эрмитаж со служебного входа

Обратная сторона экспозиций

Черное безмолвие

Научно-фантастический рассказ