Земля, наполненная музыкой и солнцем

Светлана Подорванова| опубликовано в номере №1292, март 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Владимир Бабий, первый секретарь ЦК ЛКСМ Молдавии

Красив Кишинев в октябре. Сады и парки его полыхают разноцветными листьями, на газонах все еще цветут розы, и кажется, им не страшны ни наступающие ночные холода, ни покрывающий mix утром тончайшей паутиной иней, который тает под первыми дневными лучами солнца, превращаясь в туман.

В октябре месяце, золотыми и багряными красками расцвеченном осенью, в Кишиневе вот уже четвертый год проходит праздник молодых деятелей искусств – Неделя творческой молодежи.

– Владимир Васильевич, октябрь, видимо, выбран не случайно для проведения Недели творческой молодежи. Театры вернулись с гастролей, писатели, поэты и художники – из творческих командировок. Самое время для подведения итогов, своеобразного творческого отчета.

– Да, время выбрано удачно: закончена уборка урожая – не забывайте, Молдавия в основном сельскохозяйственная республика. Стало быть, напряженнейшие дни в колхозах и совхозах позади, и жители деревень и сел могут встречаться с представителями творческой интеллигенции уже не на полях, куда артисты, музыканты и поэты приезжали с концертами и выступали в кратких рабочих перерывах перед тружениками полей, – теперь сельские жители принимают творческую молодежь в клубах, домах культуры, где проходят вечера поэзии, выставки, демонстрируются новые кинофильмы, спектакли.

Неделя не замыкается в рамках одного Кишинева, молодые деятели искусств ездят по всей республике, встречаются и с ветеранами труда и со своими сверстниками – рабочими и колхозниками.

Одновременно каждая Неделя – своеобразный конкурс, строгий отбор лучших произведений молодых, в котором значение имеет не только мнение профессионалов, но и зрителей. И самая большая награда для молодых деятелей искусств – выступления на заключительном торжественном концерте в Кишиневе. Конечно, награда приятна, но главный итог, на мой взгляд, в том, что произведения, получившие одобрение, переходят из стадии творческих экспериментов в качественно новую – получают право на жизнь в искусстве. И начинают активно влиять на направление поисков молодых художников, идущих вослед.

Не менее важной представляется мне и другая сторона Недели, не находящая яркого выражения в отчетах, но очень и очень плодотворно влияющая на атмосферу жизни творческой молодежи республики. Я имею в виду споры, столкновение различных взглядов на ту или иную проблему искусства, совместный поиск художественных решений тех или иных задумок... Ведь не могут, не должны жить молодые творцы в неведении о делах друг друга – тогда не будет пищи для ума, начнут, того и гляди, изобретать велосипеды, перебарщивать в оценке себя. Конечно, кому-то приятнее считаться гением в среде ровесников-дилетантов, чем выслушивать порой нелицеприятную критику. Но споры, горячие обсуждения – не только родители истины, они способствуют завязыванию контактов между молодыми представителями разных направлений искусства.

– Со дня принятия постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» прошло уже четыре года. За это время в республике накоплен достаточный опыт. Создан Совет творческой молодежи при ЦК ЛКСМ. Семинары и совещания, фестивали и смотры молодых сил, выставки изобразительного искусства, Недели молодежного фильма, как известно, стали в Молдавии уже традиционными. В чем главное направление работы комсомола с творческой интеллигенцией?

– Прежде всего хочу отметить отличительную черту многих наших фестивалей, конкурсов, смотров – бережное отношение к народному творчеству. У нас нет необходимости ездить по самым отдаленным уголкам Молдавии, чтобы собирать, записывать или даже восстанавливать старинные обычаи, сказы, песни, художественные промыслы. Для нас это не далекое прошлое, а то, чем и сейчас мы живем, дышим, из чего черпаем представление о прекрасном, на чем воспитываем своих детей. Народные традиции, обычаи – это вечный источник, который питает творчество. Сохранение их, развитие – первостепенная задача комсомола и творческой молодежи.

А главное направление работы комсомола с молодыми художниками – помощь в выборе правильного жизненного ориентира, в обретении высоких нравственных принципов. Для художника необходима гражданская зрелость, высокая идейность, чтобы в творчестве молодых находило отклик все то основное, существенное, чем живет страна, что стало частью личных судеб советских людей. Как показала практика, Недели, семинары, фестивали для молодых, особенно для тех, кто только делает первые шаги в большом искусстве, просто необходимы. Ведь на этих встречах литераторы, художники, архитекторы не только рассказывают о своем творчестве, но и просто знакомятся друг с другом. И это общение приносит свои результаты. Поэт знакомится с композитором – и рождается песня. Художник рассказывает о людях труда, с которыми встретился в поле или на фабрике, а у писателя, может быть, подспудно появляется новая тема рассказа. Я говорю схематично. Процессы, которые происходят в такой непринужденной и в то же время истинно творческой обстановке, гораздо сложнее, глубже...

В работе с творческой молодежью комсомол обращает внимание на то, чтобы у молодых деятелей искусства не было оторванности от жизни. К сожалению, часто молодой талантливый человек не знает ее. Ведь как зачастую складывается биография начинающего художника? Школа, затем институт. Все ясно, определенно, и, пожалуй, единственная сложность, которая порой возникает, – так это то, что в институт не с первого раза поступил. А все «страсти человеческие» где-то в стороне, и о жизни – со всеми ее сложностями, взлетами и падениями – чисто умозрительное представление. И вот у такого, часто действительно талантливого человека появляются на свет то стихи – неизвестно о чем, с размытыми образами и фальшивыми переживаниями, то полотна – вторичные, словно уже где-то тысячу раз виденные.

Поэтому наша задача – помочь начинающему художнику, как говорится, «походить по белу свету». Например, творческие командировки. ЦК комсомола охотно предоставляет молодой интеллигенции возможность ездить по стране, встречаться с людьми на комсомольских стройках, на фабриках, заводах, выезжать в колхозы и совхозы. Как известно, только жизнь может в полной мере питать и даже воспитывать талант. Видеть, знать, чувствовать, чем живет страна, проникаться ее заботами, радоваться ее победам – без всего этого не может состояться настоящий, глубокий мастер. Отрадно, что героические и революционные подвиги нашего народа вдохновляют молодежь на создание интересных, подлинно народных произведений. Образ Павки Корчагина и легендарного героя гражданской войны Григория Котовского воспевает в стихах Серафим Беликов; образ современника, тракториста, комсомольца семидесятых годов Николая Грибова, отдавшего жизнь при защите урожая хлеба, воплотил в поэме «Огненный тракторист» Юлиан Филип. Эти поэты молоды. Вообще в поэзии республики в последние годы появилось много новых имен: Николай Дабижа, Марчела Беня, Василий Романчук...

Они сразу привлекли внимание своей проникновенностью; лиричностью, патриотическим пафосом.

Я сердце раскрываю для объятья.

О Родина, меня благослови.

Нет радостней, земля, твоей любви

И нету горше твоего проклятья...

Эти строки принадлежат перу Юлиана Филипа, чувство же полного слияния с судьбой Родины едино для всех наших молодых поэтов.

– Вы ничего не сказали о молодых прозаиках...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены