Завоевание топок

Еф Садовский| опубликовано в номере №187, апрель 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Степная Украина, гористый Кавказ, - эти эпитеты вы можете встретить в любом учебнике географии.

Если с такой меркой подходить к Советской Белоруссии, то полагалось бы писать - лесисто - болотистая страна.

В одном учебнике географии, изданном совсем недавно, и попытались было подойти с такой меркой к Белоруссии. Болотистая страна... А раз болотистая, - значит «забитая и несчастная». Автору учебника не поздоровилось. Пролетарская общественность Советской Белоруссии сказала свое суровое слово по поводу подобной оценки.

Да, у нас много болот, но это - богатство страны. Торфяные болота - белорусский Донбасс.

В последнее время в Советской Белоруссии особенно много говорят о торфе, о разрешении торфяной, проблемы.

«Превратим Белоруссию в торфяной Донбасс», - это стало лозунгом дня. Лозунгом пятилетки, лозунгом жизненным, осуществимым.

Болота Белоруссии занимают 20 процентов всех пространств республики, или 58 проц. всей пахотной земли. Запасы - торфа достигают 1 140 млн. тонн. В недрах Белоруссии лежит 480 миллионов тонн топлива.

Эти четыре цифры достаточно ярко характеризуют значение торфяных разработок для белорусской промышленности.

... Торф добывают на заводах. В прошлом году в основной хозяйственной организации, занимающейся этим делом, - в Белторфобъединении насчитывалось 13 таких заводов.

Слово это может ввести в заблуждение. Завод, - следовательно, цехи, корпуса; трубы.

Ничего подобного.

Пространство завода - это километры обширных болотисто - торфяных пластов, которые нужно вначале осушить, чтобы получить возможность к ним пробраться. «Цеха» - это отдельные, громадные машины, разбросанные по всем уголкам болотных полей.

«Цехи» под открытым небом, корпусов нет. Жизнь в таких заводах протекает только летом. В среднем 100 суток в году... Зимою, поздней осенью, ранней весной идет усиленная и тщательная подготовка к работе.

Заводы чаще всего в глуши. Но там, где они разбросаны, пробуждается шумная жизнь.

Замечательна судьба завода в Шабанах. Кругом леса и глушь. Железный путь далеко. Топь. Но, несмотря на это, Шабаны все больше и больше привлекают внимание исследователей. Экспедиция за экспедицией пробираются сюда.

Осушить эти водянистые пустыри, окруженные густыми лесами, значит - получить тысячи тонн «черного угля». Шабаны позволяют строить Осинстрой - первую государственную сталинскую электрическую станцию.

Электрическая станция в 15 километрах отсюда. Действительно, большевистская энергия, большевистская воля нужны были для того, чтобы пробить сюда путь. Километр за километром укладывались железные рельсы по влажному пространству... С трудом, шаг за шагом, пробивался паровоз.

Жизнь на Шабановском заводе началась одновременно с первыми работами по закладке фундамента Осинстроя. День и ночь в летнее время буквально выцарапывали большие высокие машины из болотистой земли торф.

Тысячи сезонников съехались на завод. Осинстрой еще не был пущен, а бесконечные составы неутомимых паровозиков уже перевез ли на станцию Орехи свыше 15.000 тонн торфа.

Рубильник на Осиновской станции включен. Ярко запылал в громадных топках торф.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены